 |
Грантовая программа в регионах
|
 |
|
|
|
 |
|
 |
|
<%Language="VBScript"
Response.Write " "
%>
|
|
<%Language="VBScript"
Response.Write "версия для печати"
%>
|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов
Ярославская область
Социальные преимущества: устойчивое положение в группе относительно развитых индустриальных регионов; низкая безработица в годы экономического роста; более высокая заработная плата и доходы населения по сравнению с другими областями Центрального округа (кроме Московской агломерации) при пониженном неравенстве по доходу и невысоком уровне бедности; лучшие показатели детской смертности и обеспеченности медицинскими услугами; сохранившаяся система начального и среднего профессионального образования.
Социальные проблемы: сильное постарение населения и депопуляция, вымирание сельской периферии и близкие перспективы дефицита трудовых ресурсов в области; одна из самых низких в Центре ожидаемая продолжительность жизни мужчин из-за маргинализации, особенно в сельской местности и небольших городах; проблемы развития высшей школы в «тени Москвы»; слабое развитие адресной социальной помощи при возросших масштабах категориальных выплат.
Расселение. Область относится к историческому ядру Русского государства, Ярославль готовится отмечать свое тысячелетие, древнейшими городами являются также Ростов, Углич и Переславль-Залесский. Городское расселение сформировалось в два этапа: сначала древние города вдоль стратегического торгового пути Москва–Вологда, а в конце XVIII в. получили городской статус Рыбинск, Данилов, Мышкин, Любим и Пошехонье. Только Гаврилов-Ям стал городским поселением в советский период, в результате объединения пяти поселков вокруг текстильной фабрики.
Промышленное развитие области началось еще в первой половине XIX века с текстильных мануфактур, затем мукомольного производства (зерно поступало по Волге) и первых химических производств, поэтому область называют старопромышленной. Следствием раннего развития промышленности стала быстрая урбанизация, усилившаяся в годы советской индустриализации. К концу советского периода доля городского населения превышала 85% жителей, однако в 1990-е гг. перевод 11 поселков городского типа в сельские поселения снизил ее до 81%, что все равно значительно выше средней по РФ (73%).
Ярославль и Рыбинск концентрируют 60% населения, остальные города относятся к средним и малым, часть из которых сохраняют статус городов только благодаря своему культурному наследию. Численность населения всех городов сокращается, медленнее этот процесс идет в наиболее промышленно развитых Ярославле, Тутаеве и примыкающем к Московской агломерации Переславле-Залесском (табл. 1). Проблемы градообразующего предприятия и относительно неудобное транспортное положение негативно сказываются на динамике численности Рыбинска — второго по величине города области. Быстрее всего теряют население малые города районного подчинения — Данилов, Любим, Пошехонье.
Более жизнеспособны сельские поселения в пригородной зоне Ярославля и вдоль трассы Москва–Вологда, глубинные районы пустеют. Средний размер сельских поселений – всего 40 жителей, в периферийных районах поселения он еще меньше – в среднем 20-25 жителей (Даниловский, Любимский, Пошехонский и Мышкинский), мелкие деревни области, как и всего Нечерноземья, теряют население и исчезают. Даже в более заселенных Ярославском и Переславском районах средний размер сельского поселения только 70 человек. В середине ХХ века значительный урон системе расселения нанесло создание Рыбинского водохранилища: были потеряны сельскохозяйственные земли в долине Волги и исторический город Молога, а северо-западная периферия области стала тупиковой.
До Переславля, а по Волге даже до Углича, простирается зона рекреационного влияния Московской агломерации, поэтому летнее население увеличивается вдвое и более. Вокруг Ярославля развивается своя рекреационная зона. Сельская местность у воды и вблизи автодорог выживает благодаря дачникам, а в залесенных заволжских районах - за счет лесозаготовок. Сельскохозяйственные функции, особенно в периферийных районах, деградируют еще с советских времен.
Таблица 1. Динамика численности населения Ярославской области
|
Численность населения, тыс. чел. |
Доля в населении, % |
2002 к 1992 г., % |
2006 к 2002 г., % |
2006 к 1992 г., % |
|
1992 г. |
2002 г. |
2006 г. |
2006 г. |
|
Ярославская область |
1472,0 |
1367,4 |
1327,8 |
100,0 |
92,9 |
97,1 |
90,2 |
|
Городское население |
1203,0 |
1106,8 |
1081,9 |
81,5 |
92,0 |
97,8 |
89,9 |
|
Ярославль |
636,9 |
613,1 |
603,7 |
45,5 |
96,3 |
98,5 |
94,8 |
|
Рыбинск |
252,2 |
222,7 |
214,9 |
16,2 |
88,3 |
96,5 |
85,2 |
|
Переславль-Залесский |
43,4 |
43,4 |
42,7 |
3,2 |
100,0 |
98,4 |
98,4 |
|
Ростов |
36,4 |
34,1 |
33,2 |
2,5 |
93,7 |
97,4 |
91,2 |
|
Тутаев |
42,9 |
42,6 |
42,0 |
3,2 |
99,3 |
98,6 |
97,9 |
|
Углич |
39,8 |
38,3 |
36,5 |
2,7 |
96,2 |
95,3 |
91,7 |
|
Гаврилов-Ям |
21,0 |
19,1 |
18,6 |
1,4 |
91,0 |
97,4 |
88,6 |
|
Данилов |
19,0 |
17,2 |
16,6 |
1,3 |
90,5 |
96,5 |
87,4 |
|
Любим |
6,9 |
6,3 |
6,0 |
0,5 |
91,3 |
95,2 |
87,0 |
|
Мышкин |
6,4 |
6,1 |
5,9 |
0,4 |
95,3 |
96,7 |
92,2 |
|
Пошехонье |
8,0 |
7,0 |
6,9 |
0,5 |
87,5 |
98,6 |
86,3 |
|
Сельское население |
269,0 |
260,6 |
245,9 |
18,5 |
96,9 |
94,4 |
91,4 |
Демографическая ситуация. Демографические проблемы области типичны для Нечерноземья. Естественная убыль населения началась еще в 1980-е гг. и остается очень высокой - более 1% в год. В области устойчиво высока смертность (20 на 1000 населения) и очень низка рождаемость: в середине 1990-х гг. она сокращалась до 7 на 1000 населения, а в последние годы стабилизировалась на уровне 9 (2005 г.). Самая сильная убыль населения в периферийных и глубинных районах — Некоузском, Брейтовском, Некрасовском, Большесельском (почти 2% в год), в относительно благополучных Ярославле, Переславле-Залесском, Тутаеве она ниже 1%, но все равно этот показатель в два раза хуже среднего по стране. При сверхнизкой рождаемости область добилась значительного сокращения младенческой смертности, почти до европейского уровня (7 на 1000 родившихся в 2005 г.)
Возрастная структура населения отражает давно идущее постарение: детей до 16 лет в области только 14,6%, а пожилого населения на 2/3 больше (24%). В сельской местности доля пожилых приблизилась к 29%, среди сельских женщин - к 36%. Пока еще значительна доля трудоспособных – более 61%, но в ближайшие годы она будет быстро сокращаться, как и в большинстве регионов России. Это связано с малочисленностью молодежи, входящей в трудоспособный возраст, и выходом на пенсию большого по численности поколения послевоенных лет рождения.
Ожидаемая продолжительность жизни населения Ярославской области устойчиво ниже среднероссийской (на 1,5-2 года), в 2004 г. она составила 63,8 лет. Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин достигает 15 лет, особенно низко долголетие сельских мужчин – 54 года (в городах - 57,4 лет). Впрочем, такие же или даже худшие показатели имеют и соседние области Нечерноземья – от Тверской до Псковской, превратившиеся в демографическую «черную дыру» России.
Весь переходный период Ярославская область сохраняет устойчивое положительное сальдо в миграционном обмене. Хотя вклад миграций в смягчение сильнейшей депопуляции сильно сократился по сравнению с 1990-ми годами, он заметен до сих пор и в 2005 г. даже немного вырос. В 2004-2005 гг. миграции покрывали 10-20% естественной убыли населения области, а в целом по стране – только 5-12%. Коэффициент миграционного притока в Ярославскую область выше, чем в другие нестоличные области, и сопоставим с Калужской областью, расположенной ближе к столичной агломерации (рис. 1). Конечно, на фоне Москвы и особенно Московской области остальные регионы Центра сильно проигрывают, исключением остается только более южная Белгородская область, где значительный приток сохранился с 1990-х гг. благодаря масштабной миграционной политике областной администрации. Как и другие области Центра, Ярославская область остается привлекательной для мигрантов, нередко рассматривающих ее как промежуточную ступень на пути в Московскую агломерацию.
 | | Рис. 1. Коэффициент миграционного прироста (убыли) в регионах вокруг Москвы |
Внутри области для внешних и внутренних мигрантов наиболее привлекательна зона, охватывающая областной центр с пригородами до Тутаева, а также ближайший к Московской области Переславль-Залесский район. Миграции четко очерчивают более привлекательные для жизни территории в пределах области.
Экономика. В XIX–XX веках Ярославская область была одной из наиболее промышленно развитых областей Центра и, несмотря на сильный спад 1990-х годов, до сих пор опережает по душевому ВРП почти все области Центра (рис. 2), сохранив позиции в группе относительно развитых регионов России. Конечно, области Центра не сопоставимы с Москвой, куда стягиваются все ресурсы страны, а ВРП столицы больше суммарного показателя всех областей федерального округа. Среди областей Центра конкурентов у Ярославской области немного: это Липецкая область, экономический рост которой обеспечен благоприятной конъюнктурой цен на металлы, и намного более крупная Московская область с динамичным ростом благодаря агломерационному эффекту.
Для оценки конкурентоспособности Ярославской области важнее динамика экономического роста на фоне других развитых регионов Европейской России (рис. 3). В этой группе Ярославская область по темпам экономического роста за 1996-2004 гг. уступает только двум пристоличным областям (Ленинградской и Московской) и Белгородской, которая быстро развивается за счет сочетания экспортных ресурсов и растущей переработки сельхозпродукции. Более крупные по экономическому «весу» регионы (Самарская, Пермская, Свердловская области и др.) росли медленнее Ярославской области и среднероссийского тренда. Таким образом, область сохраняет преимущества, обеспечивающие стабильный рост экономики и устойчивое положение в группе относительно развитых регионов.
 | | Рис. 2. Душевой ВРП к среднему по регионам РФ (среднее =100), с корректировкой на стоимость жизни в регионе |
 | | Рис. 3. Динамика (индекс) ВРП развитых регионов Европейской России, в % к 1996 г. |
Хотя Ярославская область промышленная, она выигрывает на фоне монопрофильных областей, развитие которых зависит от конъюнктуры мировых цен на один вид продукции. Экономика области структурно схожа с более крупными и многопрофильными Самарской и Свердловской областями: сопоставимы доля промышленности и услуг (около 45%), повышена доля рыночных услуг (16%). Но в отличие от этих областей, Ярославская область не имеет собственного города-миллионника, в котором по объективным причинам быстрее развивается сектор рыночных услуг. Она «вытягивает» рыночные услуги с помощью лучшего предпринимательского климата.
Промышленность остается важнейшим сектором экономики, в ней завершается структурная перестройка. Глубокий индустриальный спад первой половины 1990-х, особенно в ВПК и текстильной отрасли, привел к тому, что в 2005 г. индекс промышленного производства области составил только 60% от уровня 1990 г. (рис 4). Столь же низкую динамику среди относительно развитых регионов имеет Свердловская область, перегруженная предприятиями ВПК. В среднем по стране индекс составил 74%. Регионы-лидеры с экспортной экономикой, а также Московская область уже преодолели спад переходного периода.
 | | Рис. 4. Динамика (индекс) промышленного производства, в % к 1990 г. (1990=100) |
Для оценки перспектив развития важнее динамика в период экономического роста. С 1998 по 2005 гг. индекс промышленного производства области вырос в 1,9 раз, среди развитых регионов она существенно уступает только пристоличным областям и на треть опережает среднюю динамику по стране за годы подъема (рис. 5). Особенно успешными были первые годы роста, но в 2002-2003 гг. темпы снизились из-за исчерпания ресурсов восстановительного роста без модернизации индустриальной базы. Промышленное развитие соседней Вологодской и ряда областей Центра более динамично. Тем не менее, «запас прочности» по сравнению с другими развитыми регионами Европейской России пока сохраняется.
 | | Рис. 5. Динамика промышленного производства в годы экономического роста, в % к 1998 г. (1998=100) |
За переходный период в отраслевой структуре промышленности резко снизилась доля текстильной, остальные отрасли специализации сохранили позиции (табл. 2). На фоне России область выделяется более развитой нефтепереработкой и нефтехимией («Ярославнефтеоргсинтез», которым совместно владеют «Газпромнефть» и ТНК-ВР, Ярославский шинный завод, принадлежащий другой дочерней структуре Газпрома –СИБУРу, «Русские краски», создавшие совместное производство с Дюпон, и др.). Наряду с этими отраслями, для бюджета области очень важна пищевая промышленность, особенно «Ярпиво-Балтика» и табачное производство, а историческая специализация области на мукомольном и молочном производстве заметной прибыли не дает. Самая главная отрасль промышленности – машиностроение – находится в более сложном положении. Крупнейшие моторные заводы (ОАО «Автодизель», ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры», ОАО «Тутаевский моторный завод») в начале 2000-х годов вошли в холдинг «Руспромавто», принадлежащий владельцу «Русского алюминия» О. Дерипаске, Второе направление – авиадвигатели, представленное одним из крупнейших в стране НПО «Сатурн», оно контролируется государством и является градообразующим предприятием Рыбинска. Проблема машиностроения области – недостаточная загруженность заказами и дефицит инвестиций на модернизацию. Доля занятых в этой отрасли остается высокой, а численность работников - избыточной.
Таблица 2. Отраслевая структура промышленности в 2004 г., %
|
Ярославская область |
Российская Федерация |
|
Машиностроение |
35,9 |
18,9 |
|
Пищевая и мукомольная |
19,5 |
13,7 |
|
Химия |
16,3 |
5,9 |
|
Электроэнергетика |
11,6 |
10,7 |
|
Топливная |
6,6 |
21,7 |
|
в т.ч. нефтепереработка |
6,5 |
3,1 |
|
Легкая |
3,2 |
1,1 |
На Ярославль приходится 3/4 промышленного производства области, доля Рыбинска намного меньше, а остальных городов - минимальна (рис. 6). Кроме того, Ярославль доминирует по всем индикаторам экономической активности – инвестициям и объем строительных подрядов, вводу жилья, обороту торговли. Рыбинск, будучи крупным городом, по численности населения (некоторые областные центры меньше), в переходный период утратил способность «перетягивать» на себя инвестиции и услуги и резко отстал от областного центра. На остальные города приходится по 2-3% занятых (2006 г.), их роль в экономике минимальна. Даже Переславский район, ближе расположенный к быстро растущей Московской агломерации, пока не получил заметного импульса роста от выгодного соседства.
 | | Рис. 6. Доля Ярославля и Рыбинска в основных социально-экономических показателях в 2003 г. (население и занятость – 2006 г.) |
Инвестиции в основной капитал долгое время оставались незначительными, как и большинстве соседних областей и регионов Европейской России. Только в 2005 г., в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, область вошла в лидирующую группу (не считая нефтегазовых округов) по объему инвестиций на душу населения (рис. 7). Основные инвестиции пошли на строительство моста через Волгу в Ярославле. Однако мост, как и юбилей, - разовое дело, и степень устойчивости притока инвестиций неясна. Но перспективы есть, т.к. область и ее предприятия имеют хорошую деловую репутацию и кредитный рейтинг.
 | | Рис. 7. Душевые инвестиции в основной капитал в развитых регионах Европейской России |
По темпам роста доходов бюджета (167% за 2002-2005 гг.) область заметно уступает не только сильным соседям (Московская и Вологодская области – 203-217%), но и некоторым менее развитым (Тверская область – 177%). Сказываются издержки положения региона-донора, обделенного растущими федеральными трансфертами, а также преобладание нерегиональных холдингов, которым принадлежат крупные предприятия области. Внешние собственники чаще оптимизируют налогооблагаемую базу.
Несмотря на это, Ярославская область оказалась в 2005 г. в числе лидеров по социальной ориентации своего бюджета, доля расходов на социальные цели (включая ЖКХ) выше средней по стране и достигает 69% всех расходов. Доля расходов несколько выше среднероссийской почти по всем социальным статьям, но особенно заметно превышение в выплатах пособий (рис. 8). Большая часть пособий выплачивается по категориальному принципу (ветераны труда и др.) и адресована пожилым, поскольку в области очень старая возрастная структура населения. Объективные проблемы постарения снижают эффективность социальных расходов, нацеленность на рост человеческого капитала.
 | | Рис. 8. Структура расходов бюджета Ярославской области и суммарного бюджета субъектов РФ в 2005 г., % |
По душевым расходам бюджета, скорректированным на стоимость жизни, область опережает значительную часть развитых регионов Европейской России (табл. 3). Пониженные расходы на образование связаны с более старой возрастной структурой и меньшей долей учащихся в общей численности населения. Сбалансированность душевых и структурных показателей по видам социальных расходов можно считать преимуществом бюджетной политики Ярославской области.
Таблица 3. Душевые расходы бюджета в 2005 г. к средним по регионам РФ, корректировкой на стоимость жизни в регионе* (средние по регионам РФ =100)
|
Социальная политика |
Образо-вание |
Здраво-охранение и спорт |
Культура |
Всего социальные расходы |
ЖКХ |
Всего расходы бюджета |
|
Вологодская |
127 |
136 |
136 |
163 |
136 |
101 |
116 |
|
Московская |
109 |
107 |
119 |
109 |
111 |
90 |
101 |
|
Ярославская |
105 |
99 |
102 |
86 |
100 |
95 |
97 |
|
Ленинградская |
80 |
115 |
91 |
90 |
99 |
86 |
87 |
|
Пермская |
90 |
107 |
85 |
70 |
94 |
55 |
78 |
|
Свердловская |
76 |
89 |
101 |
62 |
88 |
60 |
76 |
|
Самарская |
107 |
68 |
80 |
57 |
79 |
95 |
75 |
* Корректировка на коэффициент стоимости товаров и услуг Росстата;
для ЖКХ – на коэффициент федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг
Занятость и рынок труда. Структура занятости все еще более индустриальна (29,5%) по сравнению со средней по стране (табл. 4). Сокращение доли занятых в промышленности идет достаточно плавно и без заметных напряжений на рынке труда. В ближайшие годы неизбежно усилится дефицит рабочей силы в промышленном производстве из-за сильной депопуляции. Переток малочисленной сельской молодежи в города невелик и не решит проблему сокращения рабочей силы. Постарение сельского населения привело к снижению занятости в сельском хозяйстве до 8%, жизнеспособные сельхозпредприятия сохранились только в пригородной зоне. Области уже сейчас необходимо искать неаграрный путь развития сельской местности.
Изменения отраслевой структуры занятости в Ярославской области наиболее показательны в сравнении с динамично развивающейся Московской и проблемной старопромышленной Владимирской (табл. 4). Устойчивый рост занятости на транспорте и связи показывает значимость инфраструктуры и логистики для развития Ярославской области. Удается сдерживать рост занятости в социальной сфере, давящий на бюджет в большинстве регионов, однако в Московской области с более развитым рыночным сектором сокращение более устойчиво. Замедлился структурный сдвиг занятости в рыночные услуги (торговлю), несмотря на пониженную долю занятых в них. В этом Ярославская область больше похожа на промышленную Владимирскую и отличается от динамично растущего сервисного Подмосковья.
Таблица 4. Отраслевая структура занятости, %
|
1995 г. |
2001 г. |
2004 г. |
|
Промышленность |
|
Российская Федерация |
25,8 |
22,7 |
21,5 |
|
Владимирская область |
39,9 |
34,2 |
34,0 |
|
Ярославская область |
35,8 |
31,6 |
29,5 |
|
Московская область |
30,8 |
22,9 |
22,4 |
|
Сельское хозяйство |
|
Российская Федерация |
14,7 |
12,3 |
10,4 |
|
Владимирская область |
7,9 |
8,7 |
6,8 |
|
Ярославская область |
9,1 |
9,7 |
8,0 |
|
Московская область |
6,9 |
7,7 |
6,0 |
|
Торговля и общепит |
|
Российская Федерация |
10,1 |
15,4 |
17,2 |
|
Владимирская область |
9,2 |
15,4 |
15,5 |
|
Ярославская область |
9,3 |
15,4 |
15,9 |
|
Московская область |
6,8 |
15,9 |
18,3 |
|
Социальная сфера |
|
Российская Федерация |
17,7 |
17,8 |
18,0 |
|
Владимирская область |
16,2 |
14,6 |
15,2 |
|
Ярославская область |
17,6 |
16,3 |
16,7 |
|
Московская область |
17,9 |
16,8 |
16,2 |
Рынок труда Ярославской области – один из наиболее благополучных в Центральном округе и в стране (рис. 9), уровень безработицы с 2002 г. ниже 6%. Большинство областей Центра отличается пониженным уровнем безработицы из-за совокупности факторов: сильного постарения населения, небольшого притока молодежи на рынок труда, более развитой транспортной инфраструктуры, способствующей маятниковым миграциям, и соседства огромного столичного рынка труда. Но эти факторы в совокупности лучше работают в городах, где безработица только 4%, уровень безработицы маломобильного сельского населения области почти вдвое выше (7%).
 | | Рис. 9. Уровень безработицы в областях Центра, % |
Зарегистрированная безработица остается низкой с начала 2000-х годов (1,4-1,7%), число безработных только на треть превышает число вакансий, что говорит о структурном характере безработицы и отсутствии сильных дисбалансов.
Среди проблем областного рынка труда, в целом весьма стабильного, можно выделить замедленный сдвиг занятости в сторону сектора рыночных услуг, а в ближайшей перспективе – нарастание дефицита рабочей силы, связанное с выходом на рынок труда малочисленного поколения рожденных в 1990-е годы. В Ярославской области, с ее давно постаревшим населением, это один из наиболее значительных рисков развития.
Социально-экономическое положение домохозяйств. Ярославская область остается лидером по величине заработной платы и душевым денежным доходам населения среди областей Центра, за исключением столичной агломерации. Однако рост покупательной способности доходов, измеряемой отношением душевых денежных доходов к прожиточному минимуму, в 2005 г. прекратился (рис. 10). Одна из причин - резкий рост тарифов на ЖКУ (почти на 30%), и, как следствие, повышение прожиточного минимума.
 | | Рис. 10. Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму (в среднем за год) в областях Центра, % |
Кроме того, начала снижаться конкурентоспособность заработной платы, на которую тарифы ЖКУ не влияют. Ярославская область по темпам роста заработной платы десять лет опережала среднюю динамику по РФ, но с 2005 г. оказалась среди регионов, в которых заработки растут медленнее среднероссийских (рис. 11). Корни проблемы лежат в росте мировых цен на нефть (а также металлы) и политике работодателей. Начнем с того, что среднероссийская зарплата быстро растет за счет повышения и без того высоких заработков в Москве и в нефтяных регионах благодаря росту цен на нефть, а также значительного роста зарплат в слаборазвитых субъектах РФ, получающих все больше трансфертов из богатеющего федерального бюджета.
 | | Рис. 11. Отношение средней заработной платы в Ярославской области и регионах-соседях к средней по РФ, % (без корректировки на стоимость жизни) |
Развитые регионы Европейской России – доноры, они не получают трансфертов на выравнивание. К тому же Ярославская область не имеет сверхдоходов от нефтегазовых и металлургических ресурсов. В результате ее бюджет растет медленнее (см. выше), а следом – и заработки бюджетников. На примере области особенно видны издержки статуса региона-донора при сложившейся в России политике стимулирования иждивенчества слабых регионов. Второй фактор замедления роста заработков – политика работодателей. Экономика области специализируется на более трудоемких отраслях по сравнению с сырьевыми регионами, поэтому работодатели снижают свои издержки, тормозя в первую очередь рост заработной платы.
В результате двойного негативного воздействия этих факторов постепенно сокращается отрыв заработной платы от других областей Центра, который обеспечивал социально-политическую стабильность в области, особенно в Ярославле. Для области это серьезная проблема из-за соседства Московской агломерации, вытягивающей конкурентоспособную рабочую силу. Если рост заработков будет замедляться и дальше, может усилиться отток молодежи и квалифицированных работников в Московскую агломерацию, как это уже происходит в менее развитых областях, расположенных вблизи столицы.
Замедление роста заработной платы сопровождается сглаживанием отраслевых различий. Заработки в промышленности, заметно выросшие в первые годы после дефолта, вновь сближаются со средними по области (табл. 5). Минимальна, как и везде, заработная плата в сельском хозяйстве, но за счет концентрации агросектора в более жизнеспособных пригородных сельхозпредприятиях она не так сильно отличается от среднеобластной по сравнению с общероссийскими различиями. В последние годы сократилось отставание заработков в бюджетной сфере, особенно в здравоохранении.
Таблица 5. Средняя заработная плата по отраслям экономики, к средней по области, %
|
Ярославская область |
Справочно:
в среднем по РФ |
|
1995 г. |
2000 г. |
2004 г. |
2004 г. |
|
Промышленность |
102 |
120 |
115 |
117 |
|
Сельское хозяйство |
68 |
53 |
54 |
41 |
|
Строительство |
122 |
127 |
109 |
118 |
|
Транспорт |
145 |
129 |
132 |
141 |
|
Торговля и общепит |
88 |
71 |
80 |
72 |
|
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение |
70 |
55 |
77 |
70 |
|
Образование |
72 |
54 |
63 |
62 |
|
Культура и искусство |
66 |
55 |
63 |
64 |
|
Финансы, кредит, страхование |
153 |
250 |
219 |
247 |
|
Управление |
117 |
126 |
115 |
118 |
Отраслевые различия дополняются территориальными: в Ярославле средняя заработная плата в 2,3 раза выше, чем в наименее развитых сельских районах (рис. 12). Остальные города области, в том числе крупный г. Рыбинск, не слишком отличаются по заработкам от районов и даже уступают пригородам областного центра и Мышкинскому району, где расположено подразделение Газпрома по обслуживанию магистрального газопровода. Мышкин выглядит уменьшенной копией «богатого» сырьевого моногорода, отличаясь специализацией не на добыче, а на транзите ресурсов. Сезонную часть доходов и общероссийскую известность этому крошечному городу дает водный туризм по Волге. Ярославль же служит примером значимости столичного ресурса в сочетании с более высокими заработками в нефтепереработке. Роль отраслевого неравенства в доходах заметна даже внутри областного центра: заработки в Кировском районе, где расположен «Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС), наполовину выше, чем в спальном Заволжском.
 | | Рис. 12. Средняя заработная плата по муниципалитетам в январе-апреле 2006 г., руб. |
Благодаря повышенным доходам населения Ярославская область относится к регионам с более низким уровнем бедности (18% населения в 2005 г.). В последние годы показатели большинства областей Центра заметно сблизились (рис. 13), в менее развитых сокращению бедности способствует не только рост доходов населения, но и федеральные трансферты. Ярославской области с каждым годом будет все труднее снижать уровень бедности, т.к. среди живущих за чертой бедности остаются преимущественно занятые в агросекторе и социально уязвимые группы населения. В неблагоприятном для сельского хозяйства Нечерноземье рост оплаты труда вряд ли будет быстрым, а вывод из застойной бедности уязвимых групп требует значительных средств.
 | | Рис. 13. Уровень бедности в некоторых регионах Центра, % |
Категориальные выплаты, заметно выросшие в 2005 г., малоэффективны в качестве основного механизма сокращения бедности. Ярославской области, как и другим регионам Центра с относительно невысокой долей малоимущих, придется переходить на адресные формы социальной защиты. Только таким путем можно смягчить основную проблему урбанизированных регионов – ускоренный рост жилищно-коммунальных тарифов, наиболее болезненный для малообеспеченных горожан.
Социальная сфера. Состояние здоровья жителей области отражает основные социальные проблемы и отдельные позитивные результаты социальной политики. Из-за более старой возрастной структуры населения повышена заболеваемость возрастными болезнями – сердечно-сосудистыми и онкологическими. Однако проблемы здоровья не только в постарении. В Ярославской области один из самых высоких среди областей Центра показателей смертности от внешних причин (травм, отравлений, несчастных случаев) – на четверть выше средней по стране, хуже только в Тверской области. Это прямо указывает на высокую алкоголизацию мужского населения. Наоборот, в охране здоровья матерей и детей область достигла значительных успехов, уровень младенческой и детской смертности в 2005 г. был на треть ниже средних по стране. Все стандартные статистические показатели обеспеченности медицинскими услугами область выше средних по стране, особенно высока обеспеченность врачами (почти на 20%). Это следствие повышенной урбанизированности (в городах больше специализированных медицинских учреждений и врачей) и особенностей расселения – сохранения густой сети мельчайших деревень, вынуждающей содержать многочисленные мелкие медицинские учреждения.
Уровень образования всего населения и занятых ниже среднероссийского из-за более старой возрастной структуры. Преобладание имеющих среднее профессиональное образование (35,4% занятых в экономике) объясняется индустриальным развитием области в течение длительного времени. Индустриальный профиль экономики влияет на современные тенденции образования. Почти не сокращается численность учащихся в начальных учреждениях профобразования (на 5% за 1990-2005 гг., в целом по РФ – на 15%), что показывает востребованность рабочих профессий. Стабильно растет численность учащихся в средних специальных учреждениях – техникумах и колледжах (на 26% в расчете на 10 тыс. населения за тот же период, в РФ – на 14%).
Высшее образование развивается более динамично: в области сейчас 10 вузов, численность студентов на 10 тыс. населения за 1995-2005 гг. выросла в 2,1 раз, как и в среднем по стране. Однако регионы Центральной России всегда «в тени» федеральной столицы – крупнейшего центра образования в стране, в них показатели обеспеченности студентами на 10 тыс. населения значительно ниже. За 1990-2005 гг. разрыв между Москвой и Ярославской областью сократился ненамного (с 3,9 до 3,6 раз). Другие регионы более ускоренными темпами развивали высшую школу, и Ярославская область теперь отстает от среднероссийской обеспеченности студентами не на четверть, как в 1990 г., а более чем на треть (36%). С одной стороны, качество не менее важно, чем количество, область не пошла на раздувание сети филиалов или негосударственных вузов, в которых учится только 10% студентов. С другой стороны, сверхиндустриальный профиль области постепенно размывается, а для новой экономики услуг критически важно массовое высшее образование.
В дошкольном воспитании сохранились традиции советского периода: охват детей (75%) на треть выше среднего по стране и почти не сокращался в 1990-е гг. Это связано не только с преобладанием индустриального (негибкого) типа занятости, но и с поддержкой дошкольных учреждений из бюджета, что представляется важным для полноценной социализации детей в условиях высокой занятости родителей. В школьном образовании завершается реформа сети школ, закрываются многочисленные в Нечерноземье малокомплектные школы, организован подвоз учащихся в крупные школы, обеспечивающие более высокое качество образования. Проведение реформы облегчается значительным сокращением числа учащихся (на треть за 1990-2005 гг.) из-за снижения рождаемости. По этой же причине, даже при заметном сокращении сети повышается обеспеченность школами, доля учащихся во вторую смену (14%) ниже средней по стране.
Как регион с длительной и сильной депопуляцией, Ярославская область имеет чуть более высокую обеспеченность жильем (21 кв. м на чел.) по сравнению со средней по России, а как регион более урбанизированный – повышенный уровень благоустройства жилищного фонда. В области 75-80% жилья обеспечено основным видам благоустройства и 90% – газом. Однако повышена и доля ветхого и аварийного жилья (5%), это наследие индустриального развития в виде домов-бараков в промышленных поселках и городских районах; в этом Ярославская область схожа с такой же по типу развития Тульской.
Высокий уровень благоустройства – на только благо, но и проблема, т.к. рост тарифов на ЖКУ сильно влияет на доходы почти всего населения. Для области крайне важна эффективная социальная политика в жилищной сфере. Пока в Ярославской области, как и в соседних Костромской и Владимирской, избран путь ограничения выплат жилищных субсидий (табл. 6). В 2005 г. охват чуть увеличился, но вряд ли рост тарифов на ЖКУ на 30% привел к повышению спроса семей на жилищные субсидии только на 0,4 п.п. Дефицит жилсубсидий подтверждается и ростом уровня бедности в 2005 г. Решать эту проблему все равно придется, ведь показатели бедности – одни из важнейших при оценке социальной политики властей. Помимо снижения бюрократических барьеров требуется внедрение жесткого механизма учета доходов населения и более эффективной системы адресной помощи, в том числе жилищных субсидий.
Таблица 6. Охват семей жилищными субсидиями, %
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2005 к
2003 гг., % |
|
РФ |
11,4 |
15,2 |
13,6 |
11,6 |
76 |
|
Тульская область |
10,0 |
11,3 |
11,4 |
5,2 |
46 |
|
Ярославская область |
7,6 |
9,2 |
5,9 |
6,3 |
68 |
|
Костромская область |
6,3 |
7,8 |
9,0 |
6,8 |
87 |
|
Владимирская область |
7,4 |
9,8 |
9,3 |
7,8 |
80 |
|
Ивановская область |
18,4 |
40,8 |
21,7 |
14,5 |
36 |
|
Тверская область |
15,6 |
18,0 |
19,8 |
15,0 |
83 |
|
Московская область |
12,4 |
13,9 |
14,0 |
15,9 |
114 |
* * *
В целом, Ярославская область – один из немногих регионов страны с устойчивой индустриальной экономикой несырьевого типа, обеспечивающей занятость, относительно высокие доходы и стабильное социальное развитие. С приходом нефтяного изобилия эти преимущества начинают размываться, в более выигрышном положении оказываются те регионы, которые либо живут на сырьевую ренту и ее перераспределение в столицу, либо получают от богатеющего государства все больше бюджетных средств в виде помощи бедным. Тем, кто не попадает в эти две группы, приходится рассчитывать в основном на накопленные преимущества и активы – индустриальные, инфраструктурные, человеческий капитал. Если в ближайшие годы область сможет совершить прорыв в привлечении инвестиций (этот процесс начался), и если импульс роста Московской агломерации расширится на прилегающие районы Ярославской области (этот процесс пока замедлен), она выдержит конкуренцию и закрепит свое положение в группе развитых регионов страны.
Интегральные индексы. Ярославская область, занимая 20 место (2002 г.; 16 место в 2001 г.) в рейтинге по индексу развития человеческого потенциала, находится в числе регионов, вплотную следующих за группой лидеров, которым она уступает по показателям долголетия и уровня образования. Заметно выше (9 место) положение региона по значению кризисного индекса качества жизни. Высокая урбанизированность и уровень душевого ВРП обеспечивают области 16 место в рейтинге индекса инновационности. Регион входит в первую тридцатку субъектов РФ по экспертной оценке уровня демократичности.
|
 |