|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионовТульская область
Социальные преимущества: положение "крепкого середняка" с более высокими доходами населения и менее острой проблемой бедности по сравнению с большинством областей Центра; низкая безработица и повышенная трудовая мобильность населения крупных и средних городов. Социальные проблемы: сочетание сильнейшей депопуляции и начавшегося миграционного оттока; дефицит человеческого капитала; низкая продолжительность жизни и ее сокращение; слабое развитие качественных социальных услуг "верхних этажей" (высшего образования, квалифицированной медицинской помощи) при сохранении сети низовых учреждений обслуживания, требующей значительных финансовых ресурсов; медленное реформирование ЖКУ и обострение проблем бюджетного финансирования социальных расходов.
Расселение. Благодаря близости к Московской столичной агломерации и давнему промышленному развитию Тульская область имеет густую сеть городских поселений и стала одной из самых урбанизированных в стране, более 82% ее населения — горожане. Подавляющее большинство городов относятся к средним и малым, за исключением областного центра Тулы (530 тыс. человек, включая подчиненные городской администрации населенные пункты) и Новомосковска (133 тыс. человек). Помимо 21 города, в области 49 поселков городского типа (пгт) — небольших монопрофильных поселений при промышленных предприятиях, их особенно много в индустриальной зоне Подмосковного буроугольного бассейна, вблизи городов Донской и Узловая. Монопрофильные города и поселки не имеют развитых социальных функций и не могут быть местными центрами, их население постарело, отличается низким уровнем образования и поэтому неконкурентоспособно и маломобильно. Закрытие угольных шахт и нараставшая убыточность других предприятий в 1990-е годы сделали такие поселения депрессивными, и до сих пор перспективы их развития остаются неблагоприятными. Смягчающую роль играют такие расселенческие факторы, как близость Москвы, плотная заселенность и транспортная доступность городских центров области, способствующие росту трудовой миграции не только из депрессивных, но из всех городских поселений области. Сокращение численности населения началось еще в 1960-е годы, несколько медленнее оно идет в Тульской агломерации, концентрирующей треть населения области, и втором крупном промышленном центре — Новомосковске, а также в Заокском районе на границе с Московской областью, расположенном вдоль основных транспортных магистралей в столицу. Район стал транзитной зоной, притягивая бизнес более низкими издержками, а мигрантов из СНГ, перемещающихся ближе к Москве — более мягким режимом регистрации по сравнению с Подмосковьем. В период экономического роста барьерная функция административных границ стала дополнительным стимулом развития для приграничных административных районов, окружающих Московскую агломерацию и расположенных на магистральных транспортных "лучах". Демография. В Тульской области ярко выражены демографические проблемы Центральной России. Хотя все области Центра отличаются сильной депопуляцией, даже на этом фоне Тульская область имеет самую высокую в стране естественную убыль населения (–14,4 промилле). Во всех районах и городах, включая Тулу, уровень смертности в 2,5–4 раза превышает рождаемость. Депопуляционные тенденции достигли такой глубины, что уже почти стерты различия между давно постаревшей сельской местностью и малыми городами, с одной стороны, и крупными городскими центрами, еще десятилетие назад сохранявшими более молодую возрастную структуру и поэтому несколько более высокую рождаемость. В 2002 г. демографические показатели Тулы — рождаемость (7,0т промилле), смертность (19,2 промилле) и естественная убыль (–12,2 промилле) — почти не отличались от средних по области. Постарение населения Тульской области также самое сильное среди всех регионов страны: на начало 2002 г. доля населения старше трудоспособного возраста достигла 26,7%, в областном центре ситуация лишь немногим лучше (25,3%). Разница между городами и сельской местностью невелика из-за низкой ожидаемой продолжительности жизни населения. Однако в некоторых районах (Кимовский, Суворовский) пожилое население уже составляет 34–37%. Доля детей в населении области (14,9%) — самая низкая среди субъектов РФ, в Туле этот показатель еще ниже — 14,2% (рис. 1). В связи с постарением доля трудоспособного населения (57,8%) также ниже средней по стране. Рис. 1. Возрастная структура городского и сельского населения Тульской области, Еще одна проблема Тульской области — низкая ожидаемая продолжительность жизни: 63,0 года для всего населения и 56,0 лет для мужчин. Худшие показатели в Центральной России имеет только Тверская область. С 1998 г. ожидаемая продолжительность жизни сократилась почти на три года и продолжает снижаться. Причиной, помимо плохих экологических условий индустриального региона, стал образ жизни населения: смертность от внешних причин (несчастных случаев, отравлений и травм, чаще всего связанных с алкоголизмом) вышла на 2-е место после смертности от болезней системы кровообращения, причем не только для мужчин (что типично для всей страны), а для населения области в целом. В 1990-е годы все регионы Центра стали зоной притяжения мигрантов из стран СНГ, а также восточных и северных регионов России, но Тульская область не выделялась на общем фоне. За 1992–2000 гг. суммарный коэффициент миграционного прироста в области составил 363 человек на 10 тыс. населения, что немногим меньше среднего показателя Центра (399). В 2001 г. приток из стран СНГ сократился в 2,5 раза по сравнению с двумя предыдущими годами, и Тульская область начала отдавать население в миграционном обмене, как и в советское время. Эта тенденция распространяется и на другие регионы Центра, в последние годы миграционная убыль зафиксирована в шести областях. В целом по Тульской области чистый миграционный отток пока невелик (–2,8 на 10 тыс. человек населения), но он уже охватил более половины муниципальных образований. В крупных городах, особенно в региональном центре, отрицательное сальдо миграций выше, чем в среднем по области (рис. 2), миграционный отток из областного центра начался уже в середине 1990-х годов. Это означает, что более мобильное и активное население крупных городов уезжает из области, оно готово конкурировать на рынках труда Московской столичной агломерации, которая и в советское время была традиционной зоной притяжения мигрантов из всех соседних областей, а в конце 1990-х годов ее притягательность возросла многократно. В то же время в районах, ближе расположенных к границам Московской области (Заокском, Ясногорском) миграционный приток сохраняется, но здесь работает промывной режим миграций. В целом миграционный отток в сочетании с сильнейшей депопуляцией делает демографические перспективы области крайне негативными. Рис. 2. Коэффициент миграционного прироста (убыли) в отдельных городах и районах Тульской области в 2002 г. Экономика. По уровню экономического развития Тульская область является устойчивым "середняком" среди регионов Центра, ее душевой валовой региональный продукт составляет 76% среднероссийского (с корректировкой на стоимость жизни). Доля промышленности в структуре ВРП достигает 44%, таких регионов с сохранившимся доминированием индустриальной экономики среди областей Центра немного (Владимирская, Липецкая, Ярославская области — 47–51%), и в основном это области, имеющие экспортные производства. В Тульской области структурный перекос имеет глубокие исторические "корни" — это одна из старых промышленных областей Центра. К началу переходного периода она выделялась высокой долей отраслей ВПК, поэтому кризис 1990-х годов привел к резкому сокращению объемов промышленного производства, особенно в машиностроении ВПК (рис. 3). Была также свернута добыча на убыточных шахтах Подмосковного буроугольного бассейна. Кризисный спад промышленного производства в области был выше среднего по стране, поэтому в 2002 г. физические объемы промышленного производства составили 61% от уровня 1990 г., в то время как в целом по стране — более 63%. Рис. 3. Динамика общего объема промышленного производства, в % к 1990 г. Химическая промышленность и черная металлургия оказались более востребованными на мировом рынке, спад в этих отраслях был менее сильным, и они стали ведущими отраслями экономики области (табл. 1). Из отраслей импортозамещения стабильно растет доля пищевой промышленности, в которой значительную роль играет производство алкогольной продукции.
Таблица 1. Отраслевая структура производства промышленной продукции, %
Несмотря на высокую урбанизированность и небольшую территорию, Тульская область производит больше сельскохозяйственной продукции на душу населения, чем в среднем по стране. Это объясняется поддержкой сельского хозяйства во стороны региональных властей и близостью огромного рынка сбыта — Московской агломерации. Как и во всех регионах страны, положение городов и районов Тульской области зависит от структуры их экономики. Для области характерна высокая концентрация промышленности, два города — Тула (черная металлургия и машиностроение) и Новомосковск (химия) — суммарно дают более 2/3 областного производства (рис. 4). Следом за лидерами идут другие центры химической промышленности — Щекино и Ефремов, а также "газпромовский" город Алексин и центр электроэнергетики Суворов. На остальные 20 муниципалитетов области (из 26) приходится только 10% промышленного производства. Инвестиции в основной капитал также направляются преимущественно в "сильные" муниципалитеты — в 2002 г. Тула и Новомосковск получили 55% всех областных инвестиций. Однако лучшим экономическим состоянием предприятий выделяется только Тула, в ней на начало 2003 г. убыточными были 26% предприятий и организаций, а во всех остальных муниципалитетах — от 42 до 75% (в целом по области — 46%). Преимущества областного центра позволяют выживать многим экономическим акторам, а экономика остальных городов в основном "держится" на отдельных крупных предприятиях. Рис. 4. Доля отдельных муниципалитетов в промышленном производстве Тульской области в 2002 г. В 2002 г. ухудшилось финансовое положение области из-за сокращения темпов роста экономики и растущего перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального центра. Недополучение налогов и незапланированные социальные расходы привели к секвестру областного бюджета на 11%, а бюджета Тулы — на 10%. Занятость и рынок труда. Уровень экономической активности населения Тульской области (61% в 2002 г.) заметно ниже среднего по РФ (65%) и уступает почти всем областям Центра, кроме Брянской и Тамбовской. Пониженная активность сохранялась весь переходный период начиная с 1992 г., одна из причин этого — более старая возрастная структура населения. При этом уровень занятости растет с 1999 г. и достиг почти 94% экономически активного населения в 2002 г. Область до сих пор выделяется повышенной занятостью в промышленности (28% по сравнению с 22% в среднем по РФ), хотя и уступает трем областям Центра — Ярославской, Ивановской и Владимирской. Этот структурный "флюс" сохранился, несмотря на то что за 1990–2002 гг. численность занятых в промышленности сократилась в области на 38%, а их доля — на 11 процентных пунктов (рис. 5). Доля занятых в торговле выросла более чем вдвое, что отражает общую тенденцию перетока избыточной рабочей силы из реального сектора в сектор услуг, при этом в Тульской области эта доля максимальна (18,5%) по сравнению с другими областями Центра и совсем немного уступает Москве (19,4%). Кроме того, растет бюджетная занятость: вдвое выросла доля занятых в управлении, увеличилась доля занятых в отраслях социальной сферы (здравоохранении, образовании, культуре), эти тенденции типичны для многих регионов страны. Рис. 5. Изменения отраслевой структуры занятых В структуре занятых в промышленности лидирует машиностроение, хотя его доля сократилась с 45 до 37%. Осталась высокой занятость на машиностроительных предприятиях ВПК: если в 1994 г. каждый четвертый занятый в промышленности Тульской области работал на оборону, то в 2000 г. — каждый пятый (20%). Однако по сравнению с другими отраслями численность занятых в ВПК сократилась максимально — на 36 тыс. человек, что составляет 38% всего сокращения занятости в промышленности за этот период. Основным местом трудоустройства бывших работников ВПК стал малый бизнес областного центра, так как оборонные заводы расположены в основном в Туле. Спад был максимальным в 1995–1997 гг., а с 2000 г. занятость в ВПК начала расти, хотя во всем машиностроении этой тенденции еще не было (рис. 6). Последние данные показывают, что с 2002 г. началась новая волна сокращения занятости в машиностроении, в том числе в ВПК. Рис. 6. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала На Тулу приходится и 54% всех занятых в малом бизнесе области. С учетом предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в малом бизнесе занято 17,7% работающих жителей областного центра. В целом по области малое предпринимательство развито намного слабее, в нем занято менее 7,0% работающего населения (без ПБОЮЛ). За 1998–2001 гг. численность занятых в малом предпринимательстве Тулы выросла на 35%, а в области за этот же период уменьшилась на 30%. Скорее всего, это связано с изменением места регистрации, что также характеризует преимущества предпринимательского климата в Туле по сравнению с областью в целом. Из-за сохранения государственного контроля над предприятиями ВПК и неразвитости малого бизнеса структура занятости по формам собственности отличается от других областей Центра: доля занятых в предприятиях и организациях частной формы собственности самая низкая (45%), занятость в структурах смешанной собственности, к которым относится большинство военных заводов, максимальна (15,8%). В то же время занятость на предприятиях и организациях иностранной и совместной собственности (6%) почти вдвое превышает среднюю по стране, а в Центральном ФО уступает только Липецкой области, так как в химической промышленности Тульской области с середины 1990-х годов работают крупные иностранные компании. Уровень общей безработицы в области был ниже среднего по стране в течение всего переходного периода. Ситуация на областном рынке труда лучше и по сравнению с другими регионами Центра с высокой промышленной занятостью, хотя в 2002 г. из-за спада в машиностроении безработица в области вновь начала расти (рис. 7). Локальные зоны высокой безработицы существовали только в первой половине 1990-х годов в нескольких депрессивных районах Подмосковного угольного бассейна. С помощью займа Всемирного банка была реализована программа закрытия шахт и переобучения занятых в угольной промышленности, но более существенное воздействие на структурную перестройку занятости и сокращение безработицы оказал рост трудовой маятниковой миграции, в том числе в Москву. Рис. 7. Динамика общей безработицы в регионах Центра с высокой долей занятых в промышленности "Портрет" нынешнего тульского безработного типичен для большинства регионов страны: среди безработных преобладают мужчины (51–65% в последние годы); более половины безработных мужчин и женщин составляют лица без профессионального образования (со средним и неполным средним общим образованием). Однако смещение безработицы в сторону низкоквалифицированной рабочей силы выражено в Тульской области сильнее (54% всех безработных) по сравнению со среднероссийской структурой (48%). Уровень зарегистрированной безработицы (1,2%) в полтора раза ниже среднего по стране, показатели напряженности рынка труда минимальны (1,5 безработных на одну вакансию), а в Туле вакансий больше, чем зарегистрированных безработных (0,6). Эти данные не вполне адекватно отражают ситуацию на областном рынке труда, хотя вполне точно указывают на структурный характер безработицы. Еще одна особенность — рост доли зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности (с 9% в 2000 г. до 14,4% в 2002 г.). По муниципалитетам различия в уровне зарегистрированной безработицы невелики: от 0,8% в Туле до 2,0% в Кимовском и Плавском районах. Социально-экономическое положение домохозяйств. По сравнению с большинством областей Центра экономическое положение Тульской области более устойчиво, поэтому и по доходам населения она относится к "крепким середнякам", сохраняя этот статус и в 1999 г., когда доходы населения страны были самыми низким после дефолта, и в более благоприятном 2003 г. (рис. 8). Однако в начальный период экономического роста (с 1999 по 2001 г.) области Центра, включая Тульскую, имели более низкие темпы роста реальных доходов населения не только по сравнению с ведущими экспортными регионами, но и с беднейшими субъектами РФ, получившими большие объемы федеральной помощи. В среднем по РФ реальные душевые доходы населения выросли на четверть, а в Тульской области — на 18%. Рис. 8. Отношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума по областям Центра По данным Тульского городского статкомитета, душевые денежные доходы жителей областного центра в 2002 г. были на 21% выше средних по области. Внутрирегиональное неравенство центра и периферии характерно для подавляющего большинства регионов России, кроме экспортных нефтегазовых и металлургических, где по доходам населения лидируют не столицы, а монопрофильные ресурсодобывающие города. В какой-то мере эта ситуация воспроизводится и в Тульской области, хотя в ней не добывается нефть или газ. Роль заработной платы в Тульской области и других промышленных регионах Центра примерно одинакова, она остается основным источником дохода (42–51% без учета скрытой заработной платы). Среднемесячная заработная плата в 2001–2002 гг. в 2,1 раза превышала прожиточный минимум трудоспособного населения, это средние показатели среди областей Центра. Типичны и отраслевые диспропорции в заработной плате: в черной металлургии и электроэнергетике она в 1,4–1,7 раза выше средней по промышленности, по предприятиям оборонного комплекса составляет 79% от средней по промышленности, а в сельском хозяйстве и бюджетных отраслях — 54–66%. Почти 2/3 занятых имеют заработную плату ниже средней по области, схожее распределение характерно для всех областей Центра. Гендерные различия в заработной плате несколько меньше, чем в среднем по стране (70 и 66% соответственно), поскольку область не относится к ресурсно-экспортным регионам. Внутрирегиональные различия в заработках, как и везде, зависят от отраслевой структуры экономики муниципалитетов (рис. 9). По статистике заработной платы можно изучать размещение ведущих производств. Вспомогательные предприятия "Газпрома" обеспечивают максимальный уровень легальной заработной платы в Алексине, поэтому Тула, с ее высокой занятостью в малом, преимущественно торговом бизнесе, где преобладают теневые доходы, занимает только второе место. Экспортные химические предприятия Новомосковска и Щекино также обеспечивают более высокие заработки населению этих городов, но еще выше зарплата в электроэнергетике (Суворов). Почти не отстает от городов тяжелой промышленности центр пищевого (в том числе спирто-водочного) производства — Ленинский район. Аутсайдерами, как всюду, являются сельские районы с преимущественно аграрной экономикой, но следует отметить, что разрыв между ними и городами-лидерами только двукратный, что для современной России не так много. Но если сравнивать крайние позиции по отраслям реального сектора разных муниципалитетов — заработную плату занятых в промышленности Суворова и занятых в сельском хозяйстве любого из слабых районов — различия возрастают до 5,2 раза. Рис. 9. Уровень заработной платы в отдельных городах и районах Тульской области в 2001 г. (Тульская область=100%) Различия в заработках усугубляются задолженностью по выплате заработной платы. В начале 2003 г. в 16 муниципалитетах из 26 сохранялись значительные задолженности, но почти половину всей суммы составила задолженность в 9 проблемных муниципалитетах: промышленных (Донской, Узловской, Киреевский, Богородицкий) и более сельских (Белевский, Веневский, Кимовский, Плавский и Тепло-Огаревский), в которых живет менее 24% населения области. По покупательной способности пенсий все регионы Центра схожи, проблема бедности пенсионеров в них менее актуальна, так как уровень средней пенсии превышает прожиточный минимум. В Тульской области это превышение достигнуто в 2001 г., а в 2002 г. соотношение средней пенсии и прожиточного минимума пенсионера составило 125%. Различия в уровне бедности по областям Центра достаточно велики, но Тульская область относится к более благополучным (табл. 2). Для нее характерно существенное снижение уровня бедности за период экономического роста, что объясняется меньшей глубиной бедности (доля крайне бедных в наихудшем 1999 г. была вдвое ниже средней по стране) и относительно невысоким прожиточным минимумом. Все области Центра из-за менее выраженной поляризации доходов имеют пониженный уровень крайней бедности и более высокую, чем в среднем по РФ, долю доходов населения, относящегося к нижнему квинтилю с наименьшими доходами.
Таблица 2. Показатели уровня жизни населения и неравенства по доходу в некоторых областях Центра с высокой промышленной занятостью
Социальная сфера. Как уже отмечалось, состояние здоровья населения области — одно из самых проблемных в Центральной России, что подтверждается крайне низкой ожидаемой продолжительностью жизни (63,0 года в 2001 г.) и структурой смертности всего населения, в которой вторую позицию занимает смертность от внешних причин. В области повышена и заболеваемость туберкулезом (99 на 100 тыс. населения), что также подтверждает значимость социальных причин плохого состояния здоровья жителей области. Менее доступна и квалифицированная медицинская помощь, так как обеспеченность врачами в области почти на треть ниже средней по стране (33 на 10 тыс. населения), по этому показателю область относится к восьмому десятку субъектов РФ. Только по обеспеченности средним медицинским персоналом, амбулаторно-поликлиническими учреждениями и койками отставания нет, но этого явно недостаточно для решения проблем здравоохранения. Уровень образования населения Тульской области в советское время был ниже среднего по РФ из-за более старой возрастной структуры и преобладания индустриальной занятости. По результатам переписи 2002 г., лишь 16,2% жителей области имели высшее образование. Повышению уровня образования препятствует в том числе слабое развитие высшей школы: в 2001 г. по численности студентов вузов (150 на 10 тыс. населения) область в 2,2 раза отставала от средних показателей по стране и находилась в восьмом десятке регионов. Тула и в советское время не была крупным вузовским центром, находясь в тени Москвы. Рост числа студентов, начавшийся по всей стране с середины 1990-х годов, в Тульской области проявился позже и был самым низким по сравнению с другими регионами Центра. Однако в 2002 г. число студентов резко увеличилось (до 226 на 10 тыс. населения) благодаря открытию филиальной сети пяти московских вузов и почти четырехкратному росту численности обучающихся заочно. Качество такого "филиально-заочного" высшего образования вызывает большие сомнения. Другие сектора сферы образования выглядят более благополучно. Численность получающих начальное профессиональное образование остается стабильной, хотя в целом по стране она сокращается. Число студентов средних профессиональных учебных заведений растет, и оно выше среднего по стране и Центральному округу в расчете на 10 тыс. населения, что типично для индустриальных регионов. Достаточно высока и обеспеченность школами: среди областей ЦФО Тульская область имеет самую низкую долю детей, занимающихся во вторую смену (11,4% в 2002 г.). Но данное преимущество объясняется минимальной долей детей в населении и, кроме того, нерешенностью проблем реструктуризации сети сельских школ. В среднем на одну сельскую школу области приходится 70 учащихся, а в четырех муниципалитетах — 30–50 детей, при такой наполняемости трудно ожидать высокого качества обучения. На примере здравоохранения и образования прослеживается одна из основных проблем развития социальной сферы Тульской области — низкая эффективность имеющейся сети низовых учреждений и недоразвитость "верхних этажей" социально значимых услуг. Как и все староосвоенные урбанизированные регионы, Тульская область имеет более высокую жилищную обеспеченность (22,2 кв. м на человека, в среднем по РФ — 19,7 кв. м на человека) и более благоустроенный жилищный фонд: 78–82% жилья оборудовано водопроводом, канализацией и центральным отоплением, 69% — горячим водоснабжением, 90% жилищного фонда газифицировано, это один из самых высоких показателей среди регионов Центра. Однако для домохозяйств, проживающих в благоустроенном жилье, рост цен на жилищно-коммунальные услуги наиболее чувствителен. Как и в целом по России, основной формой поддержки населения остаются льготы, их доля составляет 79% в общем объеме финансирования льгот и субсидий на ЖКУ, это выше, чем в среднем в РФ (73%). Адресную поддержку в виде субсидий на оплату ЖКУ в 2002 г. получили 10% семей области, что несколько ниже среднего показателя по РФ (11,4%). По сравнению с 2001 г. доля семей, получающих жилищные субсидии, выросла в области вдвое. Отметим, что более высокий охват субсидиями имеют только 4 субъекта Центрального округа из 18. Часть средств для выделения субсидий на оплату жилья поступает из федерального Фонда софинансирования социальных расходов, но перечисление средств увязано с достижением норматива оплаты жилья населением (90% в 2003 г.). Поскольку Тульская область не выполнила этот норматив, федеральные перечисления были урезаны, несмотря на постоянно дорожающие услуги ЖКХ. В результате в общем объеме жилищных субсидий, выплачиваемых из бюджета Тулы, доля федеральных перечислений снизилась с 18% в 2002 г. до 6% в 2003 г., что привело к росту нагрузки на бюджет и стало одной из причин его секвестирования. Подобные противоречия и проблемы, возникающие в процессе реформирования системы финансирования ЖКХ, характерны для многих регионов и муниципалитетов. Интегральные индексы. По индексу развития человеческого потенциала в 2002 г. область занимала только 49-е место среди субъектов РФ, при этом ее позиции немного улучшились по сравнению с 2001 г. Низкий рейтинг при медианном уровне ВРП обусловлен социальными проблемами – худшими показателями продолжительности жизни и образования населения, т.е. низким человеческим капиталом. По "кризисному" индексу качества жизни 2003 г. область гораздо ближе к группе лидеров (22-е место) благодаря высокой занятости и средним доходам, пониженному уровню бедности, а худшие показатели долголетия частично компенсируются относительно низкой младенческой смертностью. Демократические процессы в Тульской области развиваются не слишком быстро, что отражается в ее отставании по индексу демократичности как за десятилетие 1991-2001 гг., так и по текущей оценке. В рейтинге индекса инновативности область также занимает срединное положение. Подводя итоги, можно сказать, что перспективы Тульской области пока не слишком радужны, т.к. человеческого капитала для развития явно недостаточно, но с основными социальными проблемами переходного периода удалось справиться, не доводя их до кризисного состояния.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|