![]() |
![]() |
|
Категории расходов |
Соотношение, % |
|
Выплаты, услуги и льготы |
Выплаты и льготы |
|
Меры социальной поддержки детей и семей с детьми |
26,8 |
4,9 |
Меры социальной поддержки молодежи |
3,6 |
0,3 |
Меры социальной поддержки пожилых людей |
18,0 |
14,9 |
Всего по Программе |
100 |
100 |
При рассмотрении всех трех форм социальной поддержки приоритетной социально-демографической группой являются дети и семьи с детьми. На меры их социальной защиты в 2008 г. было выделено более 125 млрд. руб., или свыше четверти всех средств, заложенных на реализацию Программы. На социальную поддержку пожилых людей расходуется в полтора раза меньше средств, чем на программы для детей (84 млрд. руб., или 18% всех расходов).
Однако следует иметь в виду, что в эти суммы включены не только программы социальных льгот и выплат, но предоставление социальных услуг, на которые уходит более 80% всех затрат поддержку детей и семей с детьми. Таким образом, основной формой социальной поддержки этой группы в Москве является предоставление бесплатных услуг в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях, содержание детей в интернатных учреждениях и детских домах, а также обеспечение их досуговой деятельности. В среднем на эти социальные услуги (без финансирования учреждений по внешкольной работе с детьми и коррекционных учреждений) расходуется около 90 тыс. руб. в год на 1 ребенка.
Если исключить из рассмотрения расходы на содержание учреждений социальной сферы и анализировать затраты только на выплаты и реализацию льгот, то соотношение возрастных групп становится противоположным. Доля расходов на программы для детей и семей с детьми снижается примерно в 5 раз, а главными получателями денежных выплат и натуральных льгот оказываются представители старшего поколения (15% расходов по Программе). Около 80% этих средств направляется на реализацию специальной программы поддержки доходов этой возрастной группы: к пенсиям неработающих и некоторых категорий работающих московских пенсионеров и инвалидов ежемесячно доплачивается сумма, гарантирующая им доходы не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (ПМ) в г. Москве. В Программе 2008 г. установлено, что с 1 февраля 2008 г. общая сумма пенсии (пенсий) и ежемесячной компенсационной выплаты у неработающих и отдельных категорий работающих пенсионеров и инвалидов не может быть ниже 5 300 руб., тогда как величина прожиточного минимума пенсионера в Москве в I квартале 2008 г. составляла 4 408 руб. К концу 2008 г. планировалось «дотянуть» уровень доходов этой категории граждан до величины 1,5 ПМ.
Всего данную компенсационную выплату получают 2 млн. человек, что составляет 83% от общей численности пенсионеров в Москве. На финансирование этой программы выделяются беспрецедентно большие суммы – более 55 млрд. руб. в 2008 г., что в 1,7 раза больше уровня финансирования 2007 г. Объем средств, направляемых на поддержку доходов неработающих пенсионеров, составляет 68% от суммы всех социальных выплат, заложенных в Программе 2008 г. Судя по охвату получателей и объему расходов бюджета, эта программа является одним из приоритетов социальной защиты населения
Наименьшую социальную поддержку получает молодежь: расходы на все формы социальной поддержки этой возрастной группы составляют только 3,6%. При этом около 80% всей суммы составляют расходы на содержание обучающихся в средних специальных учебных заведениях, в том числе выплата стипендий. Также к мерам по поддержке молодежи относятся дотации остронуждающимся студентам, оказание помощи вузам, материальная поддержка безработных выпускников ПТУ и ССУЗов, ищущих работу впервые. Однако средства, направляемые на эти программы, минимальны.
Дифференциация форм социальной поддержки. Система социальной защиты нацелена на поддержание уровня и качества жизни граждан, оказавшихся в ситуации социальных рисков. Социальная поддержка предоставляется населению посредством:
Для того чтобы проанализировать, финансирование каких форм социальной поддержки преобладает в Москве, мы разделили все статьи расходов на три группы:
Структура расходования средств, направляемых на различные формы социальной поддержки, представлена в таблице 2.
Таблица 2. Структура расходования средств на различные формы социальной поддержки
Категории расходов |
Сумма, млн руб. |
Соотношение, % |
Социальные выплаты |
80 919 |
17,3 |
Социальные услуги | 134 411 |
28,8 |
Социальные льготы | 155 577 |
33,3 |
из них социальные льготы без затрат на жилищные программы | 71 313 |
15,3 |
Всего по Программе | 466 869 |
100 |
Наиболее затратной формой социальной поддержки является оплата стоимости товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или на условиях частичной оплаты. На реализацию социальных льгот было выделено почти 155 млрд. руб., или треть всех расходов по Программе 2008 г.
Москва относится к тем регионам РФ, которые минимизировали замену льгот денежными компенсациями, предложенную в Федеральном законе №122-ФЗ. Более того, в Москве некоторые натуральные льготы (например, право на бесплатный проезд в общественном транспорте) были сохранены не только для региональных категорий льготников, но и для всех пенсионеров. Наибольший объем поддержки московские льготники получают при пользовании льготами на проезд и оплату услуг ЖКУ. На эти цели в 2008 г. из городского бюджета было выделено:
Однако превалирование расходов на льготы объясняется тем, что в эту же категорию были включены самые дорогостоящие программы жилищного строительства для бесплатного предоставления гражданам, в том числе для выполнения городских жилищных программ. Если не принимать их в расчет, то пропорции кардинально меняются. Без затрат на строительство социального жилья и без субсидий на приобретение жилья гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, доля расходов на предоставление льгот снижается более чем вдвое, и получается, что на эту форму социальной поддержки выделено даже меньше средств, чем на денежные выплаты.
Максимальные финансовые ресурсы в Комплексе социальной сферы Москвы потребляют учреждения социальной сферы и проведение социально значимых мероприятий. Расходы на социальные услуги по объему сопоставимы с расходами на предоставление льгот (с учетом жилищных программ), а в структуре затрат составляют более четверти. Однако в городе сложился дефицит социальных услуг для детей (в дошкольных образовательных учреждениях) и пожилых.
Необходимо отметить, что рассмотренные формы социальной поддержки имеют разную направленность с точки зрения возрастного контингента пользователей. Как было сказано ранее, основная целевая группа выплат – это люди старшего поколения. На денежные трансферты пожилым выделено более 60 млрд руб., а на те же цели детям и семьям с детьми – только 10 млрд Причина такого «перекоса» в возрастной структуре получателей выплат – масштабная программа ежемесячных компенсаций неработающим пенсионерам, на которую приходится 68% общего объема выплат по Программе. В то же время основными пользователями социальных услуг являются дети: на содержание образовательных учреждений, детских домов и приютов расходуется более 85% средств на этот вид социальной поддержки (117 млрд руб.), тогда как на социальные учреждения для обслуживания пожилых – в 8 раз меньше (14,5 млрд руб.).
Что касается социально-демографического состава получателей натуральных трансфертов, то его можно оценить только по неполному перечню льгот, т.к. расходы на реализацию крупнейших по стоимости льгот по оплате ЖКУ и проезда в общественном транспорте даны в совокупном виде. Остальными льготами, не учитывая этих, дети и семьи с детьми в Москве пользуются даже более обширно, чем старшее поколение: стоимость льгот для первых в 1,3 раза больше, чем для вторых. Самые масштабные по затратам «детские» льготы касаются предоставления бесплатного питания школьникам и обеспечение их учебниками, а также оздоровительных мероприятий для детей.
Соотношение адресных и категориальных программ. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, когда важнейшей целевой группой программ социальной защиты должно быть бедное население, оценка степени адресности играет ключевую роль в анализе приоритетов и эффективности социальной поддержки.
Какую роль играет адресная социальная поддержка в системе социального обеспечения г. Москвы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разделили статьи расходов на две категории в зависимости от условий предоставления мер социальной поддержки:
Поскольку различия в адресности проявляются в основном в предоставлении льгот и денежных выплат, в данной классификации учитывались только эти две формы социальной поддержки, а социальные услуги не рассматривались. Более того, предварительный анализ показал, что пользование социальными услугами, совершенно не зависит от уровня дохода, т.е. в Москве не существует каких-либо специальных социальных услуг для малообеспеченного населения.
Структура расходования средств, направляемых на социальную поддержку малообеспеченных и граждан, принадлежащих к льготным категориям, приведена в таблице 3, где в скобках указаны сумма денежных выплат и стоимости натуральных льгот и доли, рассчитанные от этой суммы.
Таблица 3. Структура расходования средств на меры социальной поддержки малообеспеченных граждан и льготных категорий*
Категории расходов |
Сумма, млн руб. |
Соотношение, % |
Меры социальной поддержки малообеспеченных (Адресные программы) |
71 962 |
15,4 (30,4) |
Меры социальной поддержки льготных категорий (Категориальные программы) |
80 162 |
17,2 (34,0) |
Всего по Программе |
466 869 (236 496) |
100 (100) |
Хотя на меры социальной защиты, предоставляемые по категориальному принципу, тратится больше средств, чем на программы поддержки малообеспеченного населения, разрыв между этими двумя категориями расходов невелик.
Снижение уровня бедности и поддержка малообеспеченных семей заявлена Правительством Москвы как один из основных приоритетов социальной защиты. На достижение этой цели работает довольно много социальных программ, важнейшие среди них:
На выплату детских пособий семьям с низкими доходами идет только 7-8% всех средств, выделяемых на социальную защиту малообеспеченных. Московская программа ежемесячных детских пособий отличается от аналогичных программ в других регионах. Во-первых, в ней занижен порог вхождения: на пособие могут претендовать семьи, если их среднедушевой доход не превышает 8 тыс. руб., что в II квартале 2008 г. соответствовало 120% ПМ. Во-вторых, в ней установлен относительно высокий размер пособия (500 руб. – базовая величина и 1250 / 750руб. – повышенное пособие для неполных семей и некоторых иных категорий).
Основными пользователями адресных программ оказываются пенсионеры, поскольку три четверти расходов на них составляют надбавки к пенсиям, о которых говорилось выше. Кроме денежных выплат, остронуждающимся семьям предоставляется также натуральная помощь в виде товаров длительного пользования, бесплатного питания в центрах социального обслуживания, но ее вклад в общую сумму расходов незначителен – около 4%.
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются одной из основных региональных программ социальной поддержки населения в каждом субъекте РФ. В полномочия органов власти субъектов РФ входит определение набора региональных стандартов: максимально допустимой доли расходов на оплату ЖКУ в доходах граждан, нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг. По сравнению с другими регионами в Москве применяется достаточно низкая максимальная норма расходов на оплату ЖКУ, дифференцированная в зависимости от размера среднедушевого дохода. При среднедушевом доходе свыше 2 500 руб. в месяц максимально допустимая доля расходов на ЖКУ составляет 10% (на федеральном уровне установлена планка – 22%). Это означает, что установленные в программе правила участия способствуют вхождению в нее большего числа получателей.
На реализацию данной программы в 2008 г. было направлено более 9 млрд (13% расходов на адресные меры), а получателями жилищных субсидий в первом полугодии 2008 г. стали 472,4 тыс. или около 12% домохозяйств в Москве. Стоит отметить, что жилищные субсидии – это лишь часть целого комплекса социальных программ, направленных на снижение расходов населения на оплату ЖКУ. К ним также относятся льготы для отдельных категорий населения (семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, ветераны труда, реабилитированные лица) и компенсации всему населению части расходов на ЖКУ. Из городского бюджета финансируются расходы на эксплуатацию жилищного фонда, субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых тарифов и др. Благодаря этим весьма дорогостоящим программам (более 80 млрд руб., или 17% расходов по Программе) возмещение затрат за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги жителями Москвы составляет только 59% от реальной стоимости, и это самый низкий уровень данного показателя в стране.
Объемы финансирования и масштабы охвата свидетельствуют о том, что адресные программы для граждан с низкими доходами, действительно, составляют приоритет региональной социальной политики. В отличие от большинства субъектов РФ, которые ограничиваются ежемесячными пособиями для семей с детьми и жилищными субсидиями, Москва осуществляет и поддержку неработающих пенсионеров. Однако в городе нет программы государственной социальной помощи, которой могли бы воспользоваться другие нуждающиеся граждане, не принадлежащие к категории пенсионеров или семей с детьми. Пример подобной программы государственной социальной помощи бедным см. в разделе «Социальная защита в Тверской области».
Таким образом, проведенный анализ структуры расходов в «Комплексной программе мер социальной защиты жителей г. Москвы» 2008 г., позволил выявить основные приоритеты развития социальной сферы столицы. В области социальной политики Москвы как региона, не испытывающего жестких ограничений бюджетных средств, главная ставка делается на реализацию масштабных социальных программ, охватывающих большое число получателей и требующих значительных объемов финансирования.
К приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан в Москве относятся:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English |