|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионовРеспублика Коми
|
Расселение. Республика Коми — типичный пример региона нового освоения советского времени, за 1939–1975 гг. численность ее населения увеличилась с 320 тыс. до 1,1 млн. человек. Именно в этот период были реализованы крупные проекты промышленно-ресурсного освоения, поэтому в последующие годы рост населения уже не имел такой миграционной подпитки и был незначительным. Достигнув максимума в 1990 г. (1,2 млн. человек), население республики стало устойчиво сокращаться из-за миграционного оттока, начавшегося в 1990-е годы почти во всех регионах российского Севера, и естественной убыли вследствие старения возрастной структуры. В результате численность населения в 2003 г. (1,1 млн. человек) снизилась до уровня 1975 г.
Расселение во многом типично для Севера: плотность населения крайне низка (2,6 человек / кв. км), сеть городов неразвита — их только 10, и дополнена "уродцами" советской индустриальной урбанизации — 29 поселками городского типа (пгт). Часть из них расположена вокруг "угольных" городов, формируя агломерированные локальные системы расселения. В начале 1990-х годов в республике было 45 пгт, в том числе вокруг Воркуты — 12, позднее несколько угольных поселков были ликвидированы с отселением жителей, но большинство пгт не исчезло, а было преобразовано в сельские поселения. Эта волна преобразований прошла во многих регионах страны, чтобы получить льготы по оплате за электроэнергию, полагающиеся сельским жителям. Перевод пгт в сельские поселения и усилившийся миграционный отток из городов привели к сокращению доли городского населения республики с 76% в 1990 г. до 74% в 2002 г.
Особенность Коми — полицентричность городского расселения, обусловленная историей освоения территории. Столица — г. Сыктывкар — долго оставалась в тени наиболее развитых индустриальных городов угольной промышленности (Воркута) и нефтедобычи (Ухта). Последним индустриальным городом, появившимся в республике, стал нефтедобывающий Усинск. В период децентрализации позиции Сыктывкара резко усилились, но ресурсов для роста населения в республиканском центре уже нет, поэтому он так и остался относительно небольшим городом на фоне соседних региональных столиц Европейского Севера. По сравнению с другими, быстро депопулирующими городами республики, население Сыктывкара стабильно (табл. 1).
Таблица 1. Численность населения крупных и средних городов республики
Города |
Численность населения города, тыс. человек |
2003 г. к 1990 г., % |
|
1990 г. |
2003 г.* |
||
Сыктывкар |
224 |
229 |
102 |
Ухта |
112 |
103 |
92 |
Воркута |
117 |
87 |
74 |
Печора |
65 |
49 |
75 |
Усинск |
52 |
45 |
87 |
Инта |
61 |
41 |
67 |
Республика отличается крайней неразвитостью местных центров, "столицами" всех ее административных районов являются села — такого нет ни в одном из субъектов Европейской части страны. Хотя села на Севере достаточно крупные, они не могут быть полноценными местными центрами, и это явно сказывается на обеспеченности социальными услугами и их качестве. Контраст между ресурсодобывающим урбанизированным севером и более аграрно-сельским югом существует во многих крупных регионах нового освоения, но в Коми он выражен предельно явно.
Демография и этнический состав. Демографическая ситуация в Коми также типична для Европейского Севера, уже давно лишившегося омолаживающего притока мигрантов. С 1993 г. началась естественная убыль населения. По сравнению с регионами Центра и Северо-Запада демографическая ситуация в республике Коми пока менее проблемна, но негативные тенденции те же. Республика быстро стареет, этот процесс раньше проявился в сельской местности из-за миграционного оттока молодежи, но теперь становится проблемой и в городах (табл. 2), приводя к возрастанию рисков бедности, так как северная пенсия не компенсирует удорожание жизни.
Таблица 2. Возрастная структура населения
Годы |
Доля населения в возрастах, % |
|||
моложе трудоспособного |
трудоспособном |
старше трудоспособного |
||
Городское население |
1990 |
27,4 |
63,8 |
8,8 |
2003 |
18,0 |
68,4 |
13,6 |
|
Сельское население |
1990 |
29,2 |
56,2 |
14,5 |
2003 |
19,2 |
64,1 |
16,7 |
Ресурсный тип освоения сопровождался принудительным перемещением рабочей силы в 1930–1940-е гг., а затем массовым миграционным притоком, ослабевшим только в 1980-е гг. Миграционный отток переходного периода по сравнению с дальневосточными регионами Крайнего Севера в Коми намного ниже, за 1991–2001 гг. чистая убыль составила 10% населения. Миграции внесли наибольший вклад в сокращение численности населения республики в 1990-е годы, но постепенно интенсивность оттока снижается: если в пиковый период 1992–1995 гг. республику ежегодно покидало 100–140 человек в расчете на 10 тыс. населения, то в 2000-х годах — 50–60 человек. При этом проблема избыточного населения северных городов, особенно "угольных" Инты и Воркуты, осталась нерешенной. Принято считать, что население таких городов обеднело и поэтому маломобильно, что достаточно выделить больше государственных средств на переселение для решения проблемы (кроме кредита Всемирного банка в середине 1990-х годов, средств почти не выделялось). Но опросы и интервью показывают, что многие северяне, долго прожившие на Севере, не желают переезжать и терять свои социальные связи, очень тесные в этих местах. Население чаще требует государственных дотаций на поддержку угольной отрасли, а не финансовой помощи для переселения.
Этнические проблемы на Севере менее заметны, во всех республиках и автономных округах титульные этносы значительно уступают по численности русскому населению. В республике Коми длительный приток мигрантов также привел к резкому изменению этнической структуры: доля титульного народа сократилась с 72% в 1939 г. до 30% в 1959 г. и 23% в 1989 г. Микроперепись показала некоторый рост доли коми (до 26%), результаты переписи 2002 г. подтвердили эту тенденцию, так как она обусловлена сильным миграционным оттоком русских. Еще одна общая для Севера черта — огромные различия в этнической структуре населения городов, сформированных миграциями, и сельского населения. В Воркуте доля коми не превышает 2%, в остальных индустриальных городах — 13%, а в большинстве сельских районов (особенно южных и периферийных) достигает 60–84%. Столица, расположенная на юге республики, имеет более смешанную этническую структуру, коми в ней составляют 1/3 населения. Следствием миграций прошлых десятилетий стала повышенная доля украинцев (более 8%), особенно в "угольной" Воркуте. Это также типично для Тюменского севера и Дальнего Востока — жители восточной Украины давно освоили северный маршрут выезда "на заработки", а многие так и осели в новых краях.
Экономика. Благодаря специализации на ресурсно-экспортных отраслях республика Коми входит в первую пятерку субъектов РФ по душевому валовому региональному продукту (с корректировкой на стоимость жизни в регионе). Эта специализация сформировалась в 1940–1970-е годы, когда были освоены запасы Печорского угольного бассейна, газовые месторождения Вуктыла, нефтяные — Ухты и Усинска, построен крупный лесоперерабатывающий комплекс вблизи столицы республики Сыктывкара. Доминирование ресурсодобывающих отраслей столь же сильно, как и в других экспортных регионах: топливная промышленность дает в последние годы 56–60% всего промышленного производства республики, лесная и целлюлозно-бумажная — 20–23%. Из-за длительной эксплуатации эти ресурсы уже истощаются, доля Коми в российской добыче нефти, газа и угля, заготовке древесины сокращается.
Обеспеченность экспортными ресурсами сделала спад экономики менее сильным (в 1996 г. объем промышленного производства составил 51% от уровня 1990 г. при 48% в среднем по РФ). Однако постдефолтный промышленный рост в республике стартовал позже, чем в других регионах страны, что характерно для большинства нефтегазоэкспортных регионов: они выиграли вдвойне от сокращения издержек после девальвации рубля и от роста мировых цен на нефть, поэтому только с 2000 г. начали наращивать физические объемы добычи. В результате к 2002 г. промышленное производство увеличилось не так быстро, как в среднем по стране (59 и 63% от уровня 1990 г. соответственно). Тем не менее ресурсная специализация позволила в течение всего переходного периода сохранять более высокие доходы населения по сравнению со средним уровнем по стране, даже с поправкой на более высокую стоимость жизни в республике.
К наиболее благополучным секторам экономики относятся нефтяная промышленность, где последние годы доминирует "ЛУКойл", и целлюлозно-бумажная отрасль с крупнейшим Сыктывкарским ЦБК, контрольный пакет которого принадлежит австрийской компании, активно инвестирующей в модернизацию производства. Два города — Сыктывкар и Усинск — дают вместе половину всей промышленной продукции республики. Самая сложная экономическая ситуация — в городе Инта, где все пять угольных шахт нерентабельны, что грозит городу экономическим коллапсом. Основные угольные предприятия Воркуты уже приобретены альянсом компании "Северсталь" и группы "МДМ", начавших реструктуризацию. Оздоровление индустриальной экономики северных городов необходимо, но его неизбежное следствие — усилившееся высвобождение рабочей силы, занятой на нерентабельных производствах. В лесозаготовках — еще одной отрасли специализации — до сих пор сохраняется "дикий" капитализм, децентрализованная и хищническая вырубка леса мелкими производителями. Только в сырьевой зоне Сыктывкарского ЦБК начинает формироваться вертикальная интеграция лесозаготовительных предприятий и переработки, что содействует росту занятости и легализации теневых доходов.
Экономика сельской местности сочетает две проблемные отрасли — лесную промышленность и сельское хозяйство. Кризисное состояние животноводства привело к почти трехкратному сокращению поголовья крупного рогатого скота за 1990–2003 гг. (в среднем по РФ — вдвое). Выживать за счет ЛПХ на Севере становится все сложнее из-за роста издержек, поэтому сокращение поголовья скота усиливается (только за 2003 г. его стало меньше на 14%). Основной сезонный доход сельскому населению, проживающему в зоне транспортной доступности (вдоль автодорог и железнодорожной магистрали), дает теперь сбор дикоросов (грибов, ягод), вокруг этого сформировалась целая сеть заготовителей и переработчиков, поставляющих продукцию для реализации в крупных торговых сетях России и зарубежья. "Собирательство" стало важнейшим видом экономической деятельности для сельского населения всех регионов таежной зоны.
Занятость и рынок труда. На фоне общих для страны изменений занятости республика Коми выделяется двумя особенностями: более медленной деиндустриализацией структуры занятых, что характерно для ресурсно-экспортных регионов, и повышенной безработицей. Наиболее интенсивно теряло занятых строительство, которое в советское время во всех северных регионах было одной из ведущих отраслей экономики, инвестиционный спад 1990-х годов ударил по отрасли наиболее болезненно. Остальные тенденции типичны для всей страны: это удвоение доли занятых в торговле при заметном сокращении гендерных диспропорций (заработки в отрасли стали выше!) и почти полуторный рост доли занятых в бюджетных отраслях социальной сферы, в основном за счет притока женщин. Кардинально изменились пропорции занятости в управлении — это теперь преимущественно мужское занятие. При этом в республике Коми в большей степени, чем в среднем по стране, выражен и рост бюрократического аппарата (доли занятых в управлении), и новые гендерные диспропорции в органах власти (табл. 3).
Таблица 3. Структура занятых по отраслям экономики, %
Занятость |
Доля занятых |
Доля женщин среди занятых |
||
1990 г. |
2002 г. |
1990 г. |
2002 г. |
|
Всего в экономике |
100 |
100 |
48 |
51 |
Промышленность |
28,5 |
22,5 |
33 |
30 |
Сельское и лесное хозяйство |
5,9 |
4,8 |
35 |
40 |
Строительство |
17,1 |
6,7 |
29 |
22 |
Оптовая и розничная торговля |
8,9 |
15,3 |
81 |
70 |
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание |
5,6 |
6,7 |
49 |
49 |
Здравоохранение, образование и другие отрасли бюджетной сферы |
15,3 |
20,6 |
88 |
85 |
Управление |
2,3 |
5,4 |
71 |
36 |
Специализацией промышленности объясняется высокая доля занятых во вредных производствах — 38% занятых, в том числе среди мужчин — более 44%. Эта проблема остается неизменной с советских времен и характерна для всех ресурсодобывающих регионов.
Среди субъектов Северо-Запада республика Коми с середины 1990-х годов выделяется самым высоким уровнем общей безработицы, он на четверть выше среднего по стране. Динамика общей безработицы в республике совпадает с общероссийской (рис. 1), пик безработицы пришелся на 1998 г. (102 тыс. человек), к 2002 г. безработица сократилась вдвое (до 54 тыс. человек), но при этом динамика последних лет была очень неустойчивой. Максимум зарегистрированной безработицы сдвинут на более ранние сроки, а ее уровень почти в 2 раза выше среднего по РФ.
Рис. 1. Динамика общей и зарегистрированной безработицы в 1993–2003 гг.
Принято считать, что высокая безработица связана с сокращением занятости в депрессивной угольной промышленности, но это уже не так. Данные обследований занятости показывают, что с середины 1990-х годов уровень сельской безработицы превысил городскую. В общей безработице доля сельского населения составляет 30–38%, в зарегистрированной — более половины. Причинами являются кризисное состояние лесной промышленности и массовая незанятость в монопрофильных лесных поселках. В Коми таких населенных мест много, и в отличие от "угольных" городов альтернативные места приложения труда в них практически отсутствуют. Кроме того, население лесозаготовительных поселков, особенно мужское, отличается низким уровнем образования, маломобильно, нередко маргинально и поэтому неконкурентоспособно на рынке труда. Это подтверждается сильным смещением мужской безработицы в группы населения с более низким образованием: основным (28% всех безработных), начальным профессиональным и средним общим (48%). Низкие качественные характеристики населения — проблема, унаследованная с советских времен, поэтому даже в период экономического роста и некоторого улучшения положения в лесной промышленности "крен" в сторону сельской (точнее, лесопромышленной) безработицы сохраняется.
Средние данные общей безработицы по республике недостаточно информативны, но на уровне городов и административных районов рассчитывается только зарегистрированная безработица, не дающая полной картины. Однако разницу в остроте проблем занятости в городах и сельской местности этот показатель фиксирует более чем явно (рис. 2).
Рис. 2. Зарегистрированная безработица в городах и некоторых районах
Монопрофильность большинства городов и поселков республики делает их постоянной зоной риска высокой безработицы. В 1990-е годы недостаток финансовых ресурсов и неэффективное использование имеющихся, в том числе займа Всемирного банка, не позволили решить проблему избыточного населения в депрессивном "угольном" городе Инта, и теперь предстоящее закрытие нерентабельных шахт города вновь обостряет проблему занятости. Для ее решения требуется массовое переселение более 3 тыс. занятых на угольных шахтах и членов их семей при отсутствии средств на эти цели в республиканском бюджете.
Социально-экономическое положение домохозяйств. Богатство нефтегазовыми ресурсами и особые отношения с федеральным Центром в 1990-е годы позволили республике Коми сохранить не только более высокие доходы населения, но и многие льготы советской системы социальной защиты. По отношению денежных доходов к прожиточному минимуму республика на протяжении всего переходного периода была в числе лидеров, занимая 4–5-е место после Москвы и тюменских автономных округов и лидируя на Северо-Западе (рис. 3). Как и в других нефтегазодобывающих регионах, реальные денежные доходы населения после дефолта росли опережающими темпами (на 44% за 1999–2001 гг., в среднем по РФ — на 25%). По данным статкомитета республики Коми, доходы населения в 2002 г. составили более 67% от уровня 1991 г. в реальном выражении, заработная плата — почти 73%, а пенсии — только 39%.
Рис. 3. Отношение денежных доходов к прожиточному минимуму в регионах Северо-Западного федерального округа
Заработная плата остается основным источником дохода населения республики, как и во всех северных ресурсодобывающих регионах. Сильнейшая дифференциация заработной платы по отраслям экономики также типична для экспортных регионов: занятые в промышленности Коми зарабатывают в 3 раза больше занятых в сельском хозяйстве и в 2 раза больше, чем "бюджетники", занятые в отраслях социальной сферы. Но реальные диспропорции выше, средняя зарплата в нефтяной и газовой промышленности в 2,3 раза превышает среднюю по республике и в 4–6 раз — заработную плату в социальной сфере и сельском хозяйстве (табл. 4). По сравнению с 1990 г. отраслевая дифференциация заработной платы возросла вдвое, но тогда лидером была угольная промышленность.
Таблица 4. Дифференциация заработной платы по отраслям экономики
1990 г. |
2002 г. |
|
Всего в экономике |
100 |
100 |
Промышленность |
113 |
124 |
В том числе нефтедобывающая |
142 |
228 |
газовая |
116 |
233 |
угольная |
181 |
131 |
лесозаготовительная |
88 |
76 |
целлюлозно-бумажная |
99 |
186 |
Сельское хозяйство |
81 |
41 |
Здравоохранение |
69 |
67 |
Образование |
66 |
61 |
Управление |
109 |
107 |
При монопрофильности городов республики отраслевые различия приобретают поселенческую проекцию: заработная плата в нефтедобывающем Усинске почти в 2 раза выше средней по республике и в 3,7 раза выше, чем в ее сельских районах, без учета стоимости жизни в разных городах и районах республики (рис. 4). Преимущество угольных городов (Воркуты и Инты) резко уменьшилось, а нефтяные города (Усинск и Ухта) еще дальше оторвались от остальных муниципалитетов. Можно отметить незначительное улучшение позиций столицы республики, хотя в большинстве регионов России именно столичные города увеличивали отрыв в заработках населения от периферии. Это опять специфика ресурсно-экспортных регионов, где население городов экспортных отраслей получило явное преимущество в заработной плате, а в региональных столицах круг получателей экспортных доходов (а точнее — административной ренты) достаточно узок и не фиксируется статистикой.
Рис. 4. Отношение средней заработной платы по городам и районам к средней по республике
(средняя по республике =100%)
Рост межотраслевого и внутрирегионального неравенства в заработках при крайне низком уровне пенсий усилил поляризацию населения по доходу, но при этом уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) был и остается в республике Коми ниже среднего по стране (21% в 2002 г. при среднем по РФ — 25%) (рис. 5). В число бедных попадают в основном социально уязвимые группы населения и семьи с детьми, в которых все работающие заняты в сельском хозяйстве и бюджетных отраслях. Географически бедность концентрируется в сельских районах юга республики.
Рис. 5. Уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) по субъектам Северо-Западного ФО
Меньшие масштабы бедности обусловлены социальной политикой, проводившейся в 1990-е годы и во многом сохраняющейся до сих пор. Ее трудно назвать эффективной и адресной, так как она отличается широким охватом категориальными льготами и субсидиями: по оценкам специалистов, право на них имеет 70% населения. Федеральные законы о социальной защите дополнены республиканскими: "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в республике Коми", "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике", "О социальной защите инвалидов в республике Коми". Республиканское законодательство фактически удвоило льготы ветеранам войны и труда, инвалидам по сравнению в федеральными нормами. Адресная социальная поддержка внедрялась только в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг: из общей суммы льгот и субсидий на оплату ЖКУ доля субсидий населению в 2002 г. возросла до 26,8% (в среднем по РФ — 11,4%).
Неэффективность распыленной в таких масштабах категориальной помощи осознавалась властями еще в 1990-е годы, республика участвовала в проекте Всемирного банка по организации адресной социальной защиты, но его рекомендации не получили распространения. В последние годы сложившаяся система стала испытывать серьезные финансовые проблемы из-за дефицита бюджетных ресурсов республики, вызванного возросшим изъятием налоговых доходов у регионов-доноров. Власти Коми уже частично сняли северные надбавки к заработной плате (при индексации доходов бюджетников), предстоит пересмотр многочисленных льгот и надбавок. Все это приводит к росту социальной напряженности, затрудняющей внедрение более эффективных форм адресной социальной защиты.
Социальная сфера. Один из важнейших индикаторов здоровья и долголетия — ожидаемая продолжительность жизни — в республике ниже средней по стране (63,4 года), что характерно для большинства регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями и неблагоустроенной средой жизнедеятельности. Особенно тревожно сокращение продолжительности жизни на три года за период 1998–2002 гг., оно проявилось среди обоих полов, но наиболее сильно — среди сельских мужчин, что еще раз говорит о деградации сельского населения республики (рис. 6). Структура смертности отражает все большую маргинализацию образа жизни населения Коми: с 1995 г. основной причиной смертей в трудоспособном возрасте, причем не только мужчин, но и всего населения, является смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (360 случаев на 100 тыс. населения в 2002 г.), теснейшим образом связанная с алкоголизмом, при этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5 раза ниже.
Рис. 6. Динамика ожидаемой продолжительности жизни
На примере республики видно, что в переходный период роль социально-экономических факторов здоровья — доходов и уровня жизни — становится не менее значимой, чем воздействие природно-климатических условий. Как следствие, низкая продолжительность жизни и ее дальнейшее сокращение — это проблема не только республики Коми, а всего Европейского Севера и Северо-Запада, где жизнь населения русских областей еще короче.
Динамика младенческой смертности была совсем иной, ее уровень сократился в 1,5 раза по сравнению с 1990 г., республика вошла в число российских регионов-лидеров (10–11 промилле в 2001–2002 гг.). Этот показатель больше зависит от качества и доступности медицинских услуг, чем от образа жизни. Но в борьбе с социально обусловленными болезнями особых успехов нет: рост заболеваемости активным туберкулезом продолжается, как и по всей стране. По уровню заболеваемости туберкулезом Коми близка к средним показателями по стране и не отличается от половины регионов Северо-Запада. Развитие здравоохранения и всей социальной сферы в республике отстает от средних показателей по стране, что типично для регионов Севера. Это отставание унаследовано от советского периода и сокращается только благодаря депопуляции и миграционному оттоку. Республика по-прежнему имеет более низкую обеспеченность врачами (40 на 10 тыс. жителей), только в столице республики, где концентрируются учреждения здравоохранения, и в Воркуте показатель существенно выше (58).
Вследствие сокращения рождаемости вдвое уменьшилась доля детей, обучающихся во вторую смену (13%). Как и в других северных регионах, в Коми слабо развита высшая школа. Несмотря на то, что число студентов увеличилось в 2 раза за период с 1994 по 2001 г., темпы роста ниже средних по стране (2,1 раза). Казалось бы, в 2002 г. ситуация стала меняться — число студентов вузов увеличилось на четверть (до 242 на 10 тыс. населения), но это произошло благодаря включению в статистику специфической категории учащихся заочных филиалов и заочных отделений. Они в огромном количестве создаются в северных регионах с более платежеспособным населением и с точки зрения качества образования не выдерживают никакой критики.
Рост душевой обеспеченности жильем до 20 кв. м на человека обусловлен миграционным оттоком населения. Однако в региональной столице он был реальным, так как в 1990-е годы застройщики могли получить кредиты, процентная ставка по которым субсидировалась из бюджета. Доступность кредитов и финансовая помощь позволили увеличить объемы ввода городского жилья в 1996–2000 гг. в 3–4 раза, а отмена льгот привела к сокращению ввода жилья в 2,5 раза в 2001–2002 гг. Благоустройство жилищного фонда, как и в большинстве урбанизированных северных регионов, выше среднего по стране: 71–77% жилого фонда республики оборудовано водопроводом, канализацией и центральным отоплением, в городах — свыше 90%.
В течение всего переходного периода республика имела устойчивое положение лидера среди регионов Северо-Запада как по доходным характеристикам, так и по многочисленным и массовым социальным программам. Но с каждым годом сохранять эти преимущества все труднее, в том числе из-за растущего перераспределения финансовых ресурсов в пользу федерального бюджета. Начавшееся реформирование системы социальной защиты стало для властей Коми более трудной задачей по сравнению со многими регионами, так как приходится учитывать негативную реакцию населения, привыкшего к социальной политике патерналистского типа.
Интегральные индексы. В 2001 г. по индексу развития человеческого потенциала республика Коми занимала 7-е место среди субъектов РФ, но ее развитие несбалансированно, высокий душевой доход не дополняется более высоким долголетием и уровнем образования. В рейтинге ИРЧП 2002 года северо-восточные регионы (Якутия, Магаданская область и Чукотский АО) с более быстро растущей доходной компонентой "потеснили" республику Коми на 12-е место. По "кризисному" индексу качества жизни Коми также в группе лидеров, но если в 2002 г. она делила 5-6-е место с Самарской областью благодаря повышенным доходам и более низкому уровню бедности, то в рейтинге 2003 г. республику опередили более динамично развивающиеся Татарстан, Санкт-Петербург и Свердловская область. Несмотря на принадлежность к группе регионов-лидеров, республика Коми пока не имеет устойчивых перспектив развития из-за чрезмерной зависимости от ресурсных факторов и сильной внутрирегиональной поляризации уровня жизни и занятости. Сильное отставание Коми проявляется по индексу инновативности: республика входит в число регионов с наименее благоприятными условиями для развития инноваций. Динамика экспертных оценок индекса демократичности показывает, что с начала 2000-х годов политический климат в республике Коми изменился: если в рейтинге за 1991-2001 гг. Коми занимает место только в пятом десятке регионов, то по текущей оценке за 2000-2004 гг. республика входит в число наиболее передовых регионов (12-е место).
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English |