Демократичность — это интегральное выражение политического климата в стране, состояния общества. Она не одномоментная и не одноплановая, поэтому ее нельзя ни наблюдать «невооруженным глазом», ни замерять непосредственно, можно лишь оценивать, и субъективизм при этом неизбежен.
Избежать систематических ошибок, обусловленных как разной степенью информированности о ситуации в регионах, так и стереотипами общественного сознания, может помочь путь, в основе которого лежит значительная детализация оценки, ее расчленение на дробные составляющие. Такой подход более трудоемок, требует переработки обширной первичной информации по каждому из регионов. При этом он оправдывает себя, когда а) обеспечивается относительное единообразие при оценке ситуации в каждом из регионов, что дает региональную составляющую демократического транзита и б) оценка делается не единовременно, разово, но повторяется из года в год, что дает динамику транзита. Обширный банк данных, накопленный в рамках проекта МЦК по социально-политическому мониторингу регионов в 1995–2004 гг., дает возможность приступить к отслеживанию пространственного разнообразия и временной динамики демократичности регионов России.
Методика экспертной оценки
Мы предлагаем две экспертные оценки демократичности: базовую за 1991–2001 гг. и текущую, по методу «скользящей средней», за 2000–2004 гг. Регионы в них оценивались по пятибалльной шкале по каждой из следующих позиций:
региональное политическое устройство (реальный баланс властей, их выбираемость/назначаемость, независимость суда и правоохранительных органов, ограничения и нарушения прав граждан);
открытость / закрытость политической жизни (прозрачность и вовлеченность в общенациональную);
демократичность выборов: национальных, региональных, местных (наличие честных и свободных выборов на всех уровнях, их конкурентность, роль «административного фактора», включая прямое вмешательство властей, суды и т.д., наличие ограничений в реализации активного и пассивного избирательного права, нарушений на выборах);
политический плюрализм (наличие стабильных партий, фракций в законодательных собраниях, коалиций на выборах и после них);
независимость СМИ (читательская аудитория, роль в политической жизни, давление со стороны властей);
коррупция (сращивание экономических и политических элит, коррупционные скандалы);
экономическая либерализация, включая приватизацию (региональное законодательство и правоприменительная практика, скандалы по поводу собственности);
гражданское общество (неправительственные организации, референдумы, различные формы несанкционированной сверху общественной активности, включая митинги, демонстрации, забастовки и др.);
элиты: качество, воспроизводство / сменяемость (смены лидеров, осуществляемые посредством выборов и не приводящие к демонтажу всей системы власти, разнообразие элит и действенность механизмов согласования их интересов);
местное самоуправление (наличие избираемых органов местного самоуправления, их активность и влиятельность).
Рейтинг по экспертной оценке
Таблица 1. Экспертная оценка (рейтинг) демократичности
регионов за 1991–2004 гг.
1
— Открытость
2
— Демократичность выборов
3
— Политический плюрализм
4
— Независимые СМИ
5
— Экономическая либерализация
6
— Гражданское общество
7
— Политическое устройство
8
— Элиты
9
— Коррупция
10
— Местное самоуправление
Регион
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сумма 2000–
2004 гг.
Сумма 1999–
2003 гг.
Базовая оценка 1991–
2001 гг.
Свердловская область
5
4
5
5
4
5
5
4
3
5
45
46
43
Самарская область
4
4
5
4
5
4
4
5
3
4
42
41
37
Санкт-Петербург
5
4
4
5
4
5
5
3
3
3
41
43
45
Пермская область
4
3
4
4
5
5
4
4
4
4
41
42
41
Нижегородская область
4
5
4
5
4
4
4
4
3
4
41
40
40
Республика Карелия
5
4
4
4
4
4
4
3
5
4
41
39
41
Красноярский край
5
4
4
5
4
4
4
4
3
4
41
38
33
Новосибирская область
4
4
4
3
4
4
4
5
3
4
39
38
37
Архангельская область
4
4
4
3
4
4
4
3
3
4
37
37
37
Челябинская область
4
4
4
4
4
3
3
3
3
4
36
36
34
Иркутская область
4
4
4
4
3
4
4
3
3
3
36
36
37
Республика Коми
4
5
4
3
4
3
3
4
3
3
36
35
27
Ленинградская область
4
4
3
3
4
3
3
4
3
4
35
35
32
Калининградская область
4
4
4
4
4
3
4
3
2
3
35
35
34
Московская область
4
3
3
3
4
3
3
4
3
5
35
34
30
Новгородская область
4
3
3
3
5
3
3
3
4
4
35
33
30
Тюменская область
4
4
3
3
3
3
3
4
3
4
34
34
30
Псковская область
4
4
3
3
4
3
3
3
3
4
34
34
27
Владимирская область
3
4
4
3
3
3
3
3
4
4
34
32
29
Республика Чувашия
3
3
3
3
3
3
4
3
5
3
33
33
31
Ханты-Мансийский автономный округ
4
3
3
3
4
3
3
3
3
4
33
33
32
Сахалинская область
4
4
3
3
4
3
3
3
3
3
33
32
33
Волгоградская область
3
4
3
3
3
3
3
3
3
4
32
32
34
Ярославская область
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
31
31
37
Мурманская область
3
3
3
3
3
3
4
3
3
3
31
31
30
Москва
4
3
4
4
4
3
2
3
2
2
31
31
29
Калужская область
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3
31
31
29
Удмуртская республика
3
4
3
3
3
3
3
2
3
3
30
30
33
Томская область
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
30
29
Костромская область
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
30
31
Республика Бурятия
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
30
30
Тверская область
3
4
3
3
3
3
3
3
2
3
30
29
28
Оренбургская область
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
30
29
26
Камчатская область
4
4
3
2
2
3
3
3
2
3
29
30
29
Ямало-Ненецкий автономный округ
3
2
3
3
3
2
3
3
3
4
29
29
28
Омская область
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
29
29
29
Магаданская область
3
3
3
3
3
3
3
3
2
3
29
29
26
Коми-Пермяцкий автономный округ
3
3
3
2
3
3
3
3
3
3
29
29
26
Воронежская область
3
3
3
3
2
3
3
3
3
3
29
29
25
Вологодская область
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
29
29
32
Республика Саха (Якутия)
3
3
3
2
3
2
3
3
3
3
28
28
21
Тульская область
3
3
3
2
2
3
3
3
3
3
28
28
26
Рязанская область
3
3
3
2
2
3
3
3
3
3
28
28
27
Приморский край
4
3
3
3
3
3
3
2
2
2
28
28
23
Кировская область
3
3
3
3
3
2
3
2
3
3
28
28
29
Брянская область
3
3
3
3
2
3
3
3
2
3
28
28
28
Тамбовская область
3
3
3
2
3
2
3
3
3
3
28
27
26
Краснодарский край
3
2
3
3
3
2
3
3
2
3
27
28
26
Смоленская область
3
3
3
3
3
2
3
2
2
3
27
28
27
Пензенская область
3
3
2
3
3
2
3
2
3
3
27
27
25
Ненецкий автономный округ
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
27
27
23
Республика Марий Эл
3
3
3
2
3
2
3
2
3
3
27
27
28
Ивановская область
3
3
3
2
3
2
3
2
3
3
27
27
29
Астраханская область
3
2
3
2
3
3
3
2
3
3
27
27
28
Республика Алтай
3
3
3
2
2
2
3
3
3
3
27
27
28
Ставропольский край
2
3
3
3
3
3
3
2
2
3
27
26
25
Алтайский край
3
4
3
2
3
2
3
2
2
3
27
25
25
Читинская область
2
3
3
2
2
2
3
3
3
3
26
26
25
Таймырский автономный округ
3
3
2
2
3
2
3
3
3
2
26
26
24
Ростовская область
3
2
3
2
3
3
3
2
2
3
26
26
24
Липецкая область
3
2
2
2
3
2
3
3
3
3
26
26
27
Амурская область
2
3
2
3
3
2
3
2
3
3
26
26
26
Саратовская область
3
2
3
2
3
3
3
2
2
3
26
25
26
Хабаровский край
2
2
2
3
3
2
3
2
3
3
25
25
25
Ульяновская область
3
3
2
3
2
2
3
2
2
3
25
25
22
Кемеровская область
3
2
2
3
3
3
2
2
2
3
25
25
28
Белгородская область
3
2
2
2
3
2
3
2
3
3
25
25
28
Республика Дагестан
3
2
3
2
2
3
3
2
1
4
25
24
24
Орловская область
2
3
2
2
3
2
3
2
3
2
24
24
21
Курганская область
2
3
2
2
2
2
3
2
3
3
24
24
24
Республика Хакасия
2
2
3
2
3
2
2
2
2
3
23
23
29
Еврейская автономная область
2
2
2
2
2
2
3
2
3
3
23
23
23
Республика Адыгея
2
2
3
2
2
2
2
2
3
3
23
23
22
Республика Татарстан
3
2
2
2
3
3
2
2
2
2
23
22
23
Карачаево-Черкесия
3
3
3
2
2
2
2
2
2
2
23
22
24
Курская область
3
2
2
2
2
2
2
2
3
2
22
22
21
Корякский автономный округ
2
3
2
1
2
2
3
2
2
3
22
20
24
Эвенкийский автономный округ
2
2
2
2
2
1
2
2
3
2
20
20
19
Усть-Ордынский автономный округ
2
2
2
2
2
1
2
2
3
2
20
20
19
Республика Мордовия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
20
21
Чукотский автономный округ
2
1
1
2
2
2
2
3
3
2
20
19
17
Республика Калмыкия
3
2
2
2
2
2
2
2
2
1
20
19
14
Северная Осетия
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
19
19
19
Агинский автономный округ
1
2
2
1
2
1
2
2
3
2
18
20
18
Республика Башкортостан
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
18
17
18
Республика Тува
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
17
17
19
Республика Ингушетия
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
17
17
15
Республика Кабардино- Балкария
2
1
2
1
2
2
2
1
2
2
17
16
17
В среднем
3
3
2,9
2,7
2,9
2,7
3
2,7
2,8
3
28,6
28,3
27,5
Региональный анализ
В базовом рейтинге демократичности при достаточно большой вариации предельных оценок — более чем трехкратной, от 4,5 у Санкт-Петербурга до 1,4 у Калмыкии, контрасты в уровне демократичности регионов оказались не столь велики. Заметно выделяется группа лидеров, в которую входят Санкт-Петербург (4,5), Свердловская (4,3), Пермская (4,1), Нижегородская (4,0) области и Карелия (4,1). В группе аутсайдеров — Северная Осетия (1,9), Усть-Ордынский Бурятский АО (1,9), Эвенкия (1,9), Тыва (1,9), Башкортостан (1,8), Агинский Бурятский АО (1,8), Кабардино-Балкария (1,7), Чукотка (1,7), Ингушетия (1,5) и Калмыкия (1,4). Основная масса регионов образует широкие пологие «ступеньки» между группой лидеров, состоящей из крупных урбанизированных регионов, и группой аутсайдеров, состоящей из небольших (исключение — Башкортостан) этнических республик и автономий. Положение и лидеров, и аутсайдеров устойчиво и никаких заметных колебаний не претерпевает. Простой и очевидной логики в ранжированном ряде демократичности нет, для его описания нужен учет ряда факторов. Кривая распределения рейтингов демократичности имеет вполне традиционный вид: два довольно круто уходящих вверх и вниз «крыла» по 10–15 регионов и обширная пологая средняя часть. В составе демократического «крыла» — крупные городские регионы (причем не просто с высокой долей городского населения, но имеющие крупные города в своем составе; здесь представлены почти все города-«миллионеры» во главе с Санкт-Петербургом. В составе недемократического «крыла» — главным образом национальные республики и автономии, дополненные немногими «русскими» регионами: Орловской, Курской, Ульяновской областями, Приморским краем. Впрочем, республики есть и среди лидеров: это Карелия, Удмуртия, Чувашия. В составе «основного тела» с малозаметным градиентом Москва (правда, ближе к демократическому «крылу»), Кемеровская, Саратовская области, многие регионы «красного пояса». Уже из перечисления видно, что географически все тоже очень перемешано (Карта экспертной оценки ).
В текущем рейтинге демократичности, рассчитанному по методу «скользящей средней» за 2000–2004 гг. (табл. 1), сдвиги по сравнению с базовым рейтингом заметны, хоть и не особенно велики. Прежде всего поменялись лидер и антилидер: это уже не Санкт-Петербург, где к 2003 г. поубавилось политического плюрализма и демократичности выборов, и не Калмыкия, наоборот, прибавившая и в части открытости, и плюрализма, и демократичности выборов. Однако в целом состав и верхней, и нижней десяток почти не изменился.
Инструментальная оценка демократичности
Экспертную оценку демократичности целесообразно сочетать с инструментальной, рассчитываемой на базе выборов и электорального поведения. Выборы позволяют зафиксировать и оценить множество ключевых для определения демократичности региона параметров: общее состояние общества и его политическую активность, развитость институтов гражданского общества, роль элит и политических партий, административный контроль на выборах, разделение властей, правоприменительную практику и др. Детальную оценку демократичности выборов оптимально делать раз в четыре года — по завершении выборного цикла.
Инструментальный индекс демократичности рассчитывался как среднее арифметическое 11 частных индексов, основанных на:
участии в думских и президентских выборах;
участии в выборах главы исполнительной власти региона;
конкурентности выборов в Госдуму по партийным спискам, измеряемой эффективным числом партий;
конкурентности на губернаторских выборах, измеряемой эффективным числом кандидатов;
конкурентности на губернаторских выборах на базе отрыва победителя;
сменяемости глав регионов на выборах;
голосовании «против всех» на выборах главы региона;
голосовании «против всех» на выборах в Госдуму по партийным спискам и на выборах Президента РФ;
голосовании «против всех» на выборах в Госдуму по одномандатным округам;
нарушениях на региональных выборах;
нарушениях на федеральных выборах в регионе.
Рейтинги варьируют в весьма широком диапазоне — от 2,4 (Пермская область) до 8,3 (Кабардино-Балкария). Их распределение близко к нормальному и несколько скошено к демократическому краю (рис. 1). Большинство регионов приходится на средний уровень: сорок из них сосредоточены в интервале от 3,5 до 4,5. Наибольший перепад отделяет десятку наименее демократичных регионов от всех остальных.
Рис. 1. Распределение регионов по индексу демократизма, составленному на основе итогов выборов 1999—2002 гг.
В целом, хотя сохраняется некий северный градиент усиления демократичности по мере продвижения от более аграрного, сельского и патерналистского юга к более индустриальному, урбанизированному и индивидуалистичному северу, во многих случаях регионы с почти полярными рейтингами демократичности являются близкими соседями (Карта инструментальной оценки ).
Сравнение корреляций между интегральным рейтингом демократичности выборов и 11 частными рейтингами, его составляющими, показывает, что корреляция с интегральным индексом особенно высока для двух параметров: участия в федеральных выборах (0,73) и нарушений на федеральных выборах (0,75) — они, таким образом, дают наилучшее представление об общем уровне демократичности региона. Наиболее демократичные регионы, в первую очередь, объединяет, пожалуй, отсутствие консолидированной властной элиты и наличие политических конфликтов — в недавнем прошлом и настоящем. Последние особенно характерны для взаимоотношений губернаторов и мэров столиц. В Пермской и Новосибирской областях на последних выборах мэры заняли губернаторский офис, интенсивны конфликты между городским и региональным «головами» в Нижегородской области, на Камчатке и на Сахалине. В Тамбовской, Ивановской и Камчатской областях выражен конфликт между властной элитой и оппозицией, в Калининграде и на Камчатке — между исполнительной и представительной властями, в столичных Московской и Ленинградской областях между влиятельными субрегиональными элитами, почти повсеместно — между кланами внутри властной элиты.
Трудно представить себе эксперта, который бы отнес все поименованные выше регионы к наиболее демократичным в стране — уж слишком они отличны от устоявшегося канона. Это показывает и силу, и слабость нашего подхода к оцениванию. Прежде всего, применяемая методика исключает влияние личных симпатий и антипатий эксперта. С другой стороны, значительное расхождение состава группы лидеров с общими представлениями может стать поводом для критики. В любом случае некоторая контринтуитивность оценок в отношении наиболее демократичных регионов полезна, поскольку разбивает стереотипы и стимулирует дискуссию и дальнейшие исследования. Десятка наименее демократичных регионов гораздо менее спорна.
Сравнение двух различных оценок демократичности — экспертной за 1991–2001 гг. и инструментальной, на основе электоральной статистики 1999–2002 гг., дает относительно высокую корреляцию между ними (0,61), что свидетельствует не только о полезности и точности экспертных оценок, но и о цельном и весьма всестороннем характере статистического анализа электорального поведения.
Рейтинги, рассчитанные по электоральному циклу 2003–2004 гг., заметно отличаются от предыдущих. Сравнивая их с предыдущими, можно заметить, что при значительной преемственности региональных рангов, на уровне отдельных регионов произошли заметные подвижки. В первой десятке регионов сохранили свое положение лишь пять, в последней — семь. Наибольший интерес представляют случаи резких изменений положения регионов. В 13 случаях итоговый ранг регионов изменился на 20 и более позиций, включая рекордные подвижки в Тюменской и Курской областях, которые фактически поменялись местами: Тюменская с 14-го места опустилась на 55-е, а Курская, наоборот, с 53-го поднялась на 15-е. Интересен и случай Пермской области, не просто утратившей лидерство, но перешедшей с первого сразу на 32-е место — во вторую треть списка. Такие изменения свидетельствует о нестабильном переходном характере российской электоральной демократии.
Душевой ВРП, руб
Таблица 2. Рейтинги демократичности регионов по
материалам избирательного цикла 1999–2002 гг.
Явка на выборы:
1
— думские, президентские
2
— глав регионов
Конкурентность борьбы на
выборах:
3
— думских (парт. списки)
4
— думских (округа)
5
— глав регионов
Голосование «Против всех» на выборах:
6
— глав регионов
7
— думских (списки), президентских
8
— думских (округа)
9
— смена главы региона на выборах
Нарушения на выборах:
10
— региональных
11
— федеральных
Примечания:
Явка
на федеральные выборы: от 1 до 10 повышается.
Явка
на региональные выборы: от 1 до 10 возрастает разница (без знака) между явкой
на федеральные выборы.
Конкурентность
борьбы: до 1 до 10 уменьшается эффективное число кандидатов.
Голосование
«Против всех»: до 1 до 10 увеличивается отклонение от среднего уровня.
Смена главы: от 1 до 10
уменьшается количество случаев смены главы после выборов.
Нарушения
на выборах: экспертная оценка.
Регион
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Средняя оценка
Оценка 1999–2002 гг.
Нижегородская область
1
3
5
2
4
2
2
5
2
2
2
3
2,8
2,5
Калининградская область
1
2
1
6
1
4
1
5
2
4
5
3
2,9
3,3
Амурская область
3
4
4
7
1
3
4
2
1
1
4
4
3,2
3,5
Московская область
4
4
2
2
4
1
1
7
5
2
4
2
3,2
2,5
Оренбургская область
5
6
2
6
2
3
1
4
2
3
2
2
3,2
3,5
Тамбовская область
3
8
1
2
5
2
4
5
1
2
2
3
3,2
2,6
Рязанская область
4
5
4
3
3
3
1
3
1
7
3
3
3,3
3,3
Тверская область
6
2
5
4
1
2
1
4
1
7
4
3
3,3
3,8
Камчатская область
3
4
1
7
2
1
6
4
4
2
5
2
3,4
2,5
Ставропольский край
2
5
3
6
3
2
1
1
5
7
5
2
3,5
3,6
Смоленская область
4
3
5
6
4
4
3
2
1
3
5
2
3,5
3,7
Волгоградская область
2
3
1
6
7
3
1
2
4
7
4
3
3,6
3,6
Воронежская область
3
5
3
4
4
7
2
2
2
4
4
3
3,6
3,6
Ивановская область
3
1
3
6
3
5
2
8
4
1
4
3
3,6
3
Курская область
4
5
2
6
2
4
6
1
2
1
8
2
3,6
4,5
Сахалинская область
3
2
2
7
3
6
1
5
1
6
3
4
3,6
3,3
Тульская область
3
3
1
3
2
5
2
8
2
8
4
2
3,6
3,6
Санкт-Петербург
1
4
2
1
2
8
3
3
1
8
7
3
3,6
3,6
Новосибирская область
5
5
3
2
1
2
6
4
7
3
2
3,6
2,5
Красноярский край
1
1
1
4
5
2
1
9
5
4
7
4
3,7
4
Псковская область
5
5
1
3
2
2
1
4
5
7
4
5
3,7
3,5
Свердловская область
2
3
3
5
4
4
2
1
2
8
5
5
3,7
3,5
Брянская область
4
5
1
4
4
2
1
2
6
7
4
5
3,8
3,9
Иркутская область
1
1
5
7
3
5
1
2
5
8
4
3
3,8
3,8
Калужская область
3
3
7
4
2
6
4
3
2
6
4
1
3,8
4,2
Ленинградская область
1
4
4
5
2
2
1
5
9
7
3
2
3,8
3,1
Ульяновская область
4
5
1
4
1
6
2
6
4
4
4
4
3,8
3,8
Кировская область
6
5
6
2
7
2
6
1
3
3
2
3,9
4,3
Республика Марий Эл
5
7
2
3
6
3
2
7
2
3
5
3
4
4,3
Приморский край
1
7
2
7
5
1
2
4
5
2
8
4
4
3,5
Республика Хакасия
2
4
1
6
7
8
1
3
2
8
4
4
4,2
4,3
Пермская область
7
5
1
3
3
5
3
9
3
2
4
5
4,2
2,4
Республика Алтай
6
5
4
2
6
2
3
8
7
3
2
3
4,3
4,3
Республика Коми
4
4
2
6
2
6
1
6
7
4
4
5
4,3
3,4
Архангельская область
6
5
4
6
3
5
6
5
3
2
3
3
4,3
3,5
Костромская область
5
2
3
6
2
5
7
3
4
8
3
3
4,3
4,2
Челябинская область
3
7
2
3
6
7
3
3
2
8
3
4
4,3
4,2
Читинская область
2
2
1
8
6
6
1
6
3
9
3
4
4,3
3,6
Краснодарский край
3
6
2
6
3
9
1
2
1
9
6
4
4,3
4,9
Владимирская область
1
3
8
4
2
7
5
3
3
8
3
5
4,3
4,1
Ярославская область
6
4
3
6
7
2
1
1
10
4
4
4,4
4,8
Астраханская область
4
4
1
5
5
9
1
1
7
10
3
3
4,4
4,7
Магаданская область
3
5
2
8
7
4
1
3
6
7
3
4
4,4
4,6
Самарская область
3
4
4
5
5
6
2
1
2
10
5
6
4,4
4,8
Курганская область
5
5
4
8
2
5
2
5
4
8
4
2
4,5
4
Республика Карелия
3
3
2
6
7
4
1
5
4
8
4
8
4,6
3,7
Омская область
5
7
2
6
6
6
4
3
1
10
3
3
4,7
4,1
Новгородская область
3
2
2
5
5
10
3
3
6
10
5
3
4,8
5,4
Алтайский край
6
6
6
5
9
1
5
5
2
4
4
4,8
5,5
Удмуртская республика
6
7
2
6
6
4
3
2
2
9
4
7
4,8
4,5
Москва
5
4
1
4
8
1
8
7
10
4
2
4,9
4,7
Пензенская область
5
6
1
6
8
7
3
4
4
7
4
4
4,9
4,3
Томская область
5
7
2
5
8
8
3
4
2
10
3
2
4,9
3,7
Мурманская область
3
4
5
7
6
10
2
3
2
10
4
4
5
4,4
Тюменская область
4
8
1
8
8
6
1
8
4
4
6
2
5
3,4
Республика Чувашия
6
7
2
2
8
4
3
7
6
9
5
3
5,2
4,8
Корякский автономный округ
7
8
4
7
8
5
3
2
4
7
3
4
5,2
4,4
Белгородская область
8
8
5
3
9
4
2
4
4
10
4
2
5,3
5,2
Вологодская область
5
5
3
5
7
9
4
6
2
9
5
3
5,3
4,6
Липецкая область
3
7
5
4
3
8
7
6
3
8
4
5
5,3
4,6
Республика Бурятия
3
7
3
3
4
8
5
7
4
10
4
6
5,3
4,7
Эвенкийский автономный округ
2
6
10
7
10
5
3
1
7
4
5
4
5,3
4,7
Хабаровский край
1
7
2
7
8
9
2
6
2
10
5
6
5,4
4,1
Ростовская область
4
8
4
5
7
9
6
2
2
10
6
2
5,4
5,8
Еврейская автономная область
6
7
8
7
6
5
1
3
10
5
2
5,5
5
Республика Саха (Якутия)
9
9
5
2
7
5
2
3
3
6
8
7
5,5
4,5
Коми-Пермяцкий автономный округ
7
6
2
4
9
2
10
7
6
4
5
4
5,5
4,8
Ханты-Мансийский автономный округ
4
6
1
9
6
10
1
8
4
10
4
3
5,5
4,4
Таймырский автономный округ
3
7
1
8
8
7
6
5
8
6
4
4
5,6
4
Республика Адыгея
4
8
5
7
6
8
5
4
6
4
7
5
5,8
5,5
Ненецкий автономный округ
7
5
7
6
7
8
3
8
6
7
3
3
5,8
4,5
Усть-Ордынский автономный округ
8
7
1
4
7
6
1
9
10
7
4
6
5,8
5,5
Кемеровская область
5
8
1
9
9
10
3
4
5
10
6
2
6
5,6
Северная Осетия
2
9
2
2
7
6
4
9
8
8
7
9
6,1
5,5
Орловская область
9
9
4
6
7
10
4
1
6
10
4
3
6,1
6,5
Республика Ингушетия
8
10
4
3
7
2
6
10
8
4
8
4
6,2
7,3
Саратовская область
7
8
2
5
6
8
10
3
4
10
8
3
6,2
5,7
Ямало-Ненецкий автономный округ
6
9
7
9
10
2
4
3
10
4
4
6,2
4,7
Республика Калмыкия
7
8
7
3
7
5
4
1
9
7
8
10
6,3
6,6
Чукотский автономный округ
7
9
4
8
10
10
3
3
5
4
6
7
6,3
5,5
Республика Карачаево-Черкесия
3
9
9
3
7
3
5
9
9
4
7
10
6,5
5,3
Республика Башкортостан
9
9
2
4
3
8
10
8
6
8
8
5
6,7
7,3
Республика Татарстан
9
9
7
7
7
9
3
2
3
10
8
7
6,8
6,5
Республика Тува
5
8
1
8
9
6
4
10
9
10
7
8
7,1
6,6
Агинский автономный округ
8
8
3
7
10
10
2
10
10
8
4
6
7,2
6,8
Республика Мордовия
7
10
5
10
10
10
5
10
7
10
8
3
7,9
6,9
Республика Дагестан
10
10
7
9
10
7
10
6
7
8,4
7,8
Республика Кабардино-Балкария
10
10
5
10
10
10
5
10
10
10
9
10
9,1
8,3
Полезность рейтингов демократичности не столько в том, что они дают возможность оценить ситуацию в каждом из регионов страны от Калининграда до Камчатки, сколько в том, что они позволяют сравнивать регионы между собой и отслеживать их развитие во времени. Другими словами, вариация рейтингов или «интегральных индексов» демократичности в пространстве и во времени гораздо важнее, чем взятый отдельно индекс как таковой. Можно даже сказать, что неизбежные методические несовершенства рейтингов скрадываются в случае, если имеешь дело не с отдельным срезом, а с временным рядом. В расчете сложносоставных индексов повторяемость гораздо важнее, чем точность измерений, достигаемая за счет разного рода методических ухищрений.