|
Социальный атлас российских регионов / Интегральные индексыИндекс инновативностиВ зарубежных исследованиях инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности, существуют также и специализированные инновационные индексы. К первым относятся индексы, разработанные Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum): макроэкономической конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index — GCI), микроэкономической конкурентоспособности, или конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index — BCI), развитости коммуникационной среды (Networked Readiness Index — NRI); индекс технологических достижений UNDP (Technology Achievement Index — TAI). К специализированным индексам относится индекс способности к инновациям (Innovation Capacity Index), также разрабатываемый Всемирным экономическим форумом. Во всех этих индексах приоритетное направление оценки — через реально существующие достижения, измеряемые путем опросов и (или) с помощью объективных статистических показателей. Обычно используются показатели количества патентов США, числа ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками, применяются и косвенные индикаторы, например, число студентов. Косвенным индикатором можно считать и индекс развитости коммуникационной среды. В России использование прямых индикаторов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе. Эта проблема рассмотрена в разделе «Методика». В обновленной версии представлены две методики оценки инновативности. В новой методике более широко использована статистика инноваций, хотя она крайне несовершенна. Старая методика в большей степени использует косвенные показатели, отражающие «готовность» социально-экономической среды к инновациям. Несмотря на различия в наборе индикаторов, рейтинги регионов не сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что инновативность регионов зависит от унаследованных факторов развития. Методики оценкиСтарая методика. В ней были выделены две группы индикаторов:
В число базовых факторов входят:
Более высокая доля крупногородского населения характеризует инновативность в самом общем виде: инновационный потенциал региона увеличивается благодаря концентрации в крупных городах вузов и более образованного населения, модернизации городской среды и ее повышенной конкурентоспособности. Развитая система высшего образования (показатель численности студентов государственных вузов) отражает образовательный потенциал новых поколений и наличие центров исследований и разработок, связанных с высшими учебными заведениями. Показатели занятости в науке и объема ВРП, произведенного в секторе услуг и науке, в совокупности позволяют (хотя и с некоторыми оговорками) оценить сдвиги экономики и рынка труда региона в направлении постиндустриального развития. Инновативность информационной и коммуникационной среды оценивается с помощью широко применяемых индикаторов:
Нормирование показателей осуществлялось по формуле линейного масштабирования:
X — значение показателя; Xmax, Xmin — установленные максимальное и минимальное значения показателей (референтные, или реперные, точки). При установлении референтных точек для некоторых индикаторов учитывались значения по странам мира, для других принималась во внимание динамика в предыдущие годы и размах реальных значений. Подобранные реперные точки и реально наблюдавшиеся региональные значения показателей в 2002 г. приведены ниже (табл. 1).
Таблица 1. Референтные точки и полярные значения индикаторов
* Максимальный уровень интернетизации по миру в 2001 г. (показатель Исландии). ** Региональные различия в 2001 г. При агрегировании нормированных индикаторов применялась двухступенчатая система. Сначала находилось среднее значение из показателей душевого ВРП в секторе услуг и душевого ВРП в науке, затем бралось среднее арифметическое из полученных 6 компонентов.
A — индекс доли крупногородского населения; B — индекс численности студентов государственных вузов; C — индекс доли занятых в науке от занятых в секторе услуг; D — индекс душевого ВРП в секторе услуг; E — индекс душевого ВРП в науке и научном обслуживании; F — индекс уровня проникновения сотовой связи; G — индекс интернетизации. Для Московской и Ленинградской областей, не имеющих собственных городов-центров, но тесно связанных с федеральными городами, показатели доли крупногородского населения рассчитывались от общей численности населения двух субъектов (области и федерального города). Расчет индекса инновативности по данной методике проводился по данным 2002 и 2005 гг. Новая методика. В ней максимально использована существующая статистика инвестиций с предварительной оценкой ее достоверности. Разработка новой методики во многом обусловлена изменением системы статистического учета: в новом классификаторе ОКВЭД отрасль «наука и научная деятельность» не выделяется как самостоятельный вид деятельности и включена в раздел «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». В результате невозможно рассчитать базовые показатели, использовавшиеся в старой методике - долю расходов на науку и научную деятельность в ВВП и долю занятых в науке и научном обслуживании. Найти адекватную замену исчезнувших показателей для оценки инновативности непросто, это показывает анализ достоверности других индикаторов. Проблема отсутствия адекватной статистической информации в инновационной сфере стоит еще острее, чем в других сферах экономической деятельности. Большинство показателей Росстата и Министерства образования, характеризующих инновационную деятельность в регионах, непригодны для использования, поскольку они дают труднообъяснимую картину. Например, по числу использованных передовых технологий, соотнесенных с экономически активным населением, лидируют Тульская область и республика Удмуртия, а по доле инновационной продукции в общем объеме всей отгруженной продукции после Самарской области идет республика Адыгея. В первую очередь, это связано с отсутствием стандартов, какая продукция может называться инновационной. По официальному определению к инновационной продукции может относиться как высокотехнологичное оборудование, так и немного усовершенствованная продукция. Большие трудности связаны с оценкой финансирования инноваций. Единственный показатель, представленный в статистике – душевые затраты на технологические инновации. Этот показатель год от года очень сильно изменяется по регионам (рис.1). Это связано с тем, что технологические инновации в промышленности связаны с приобретением машин и оборудования, на данный вид затрат приходится более 80% от всех затрат в отрасли, а обновление фондов на предприятиях регионов нестабильно.
Уровень информационно-коммуникационной среды в регионах оценивался по развитости в регионе сети Интернет. Для оценки уровня интернетизации российских регионов была использована методика Ю.Ю. Перфильева (Ю.Ю. Перфильев. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. Москва, 2003 г.). Месячная аудитория Интернета (по данным фонда «Общественной мнение» – 26,1 млн.чел) была принята за 100% и на основе данных с сервера spylog.ru, на котором можно найти распределение долей интернет–пользователей по основным российским городам (около 300), было посчитано абсолютное количество пользователей по центрам субъектов РФ, которое потом было соотнесено с численностью населения в этих центрах. Полученный показатель (доля пользователей от всего населения центра) определил уровень интернетизации, который был использован для оценки всего региона (рис.2).
Необходимо отметить, что оценка уровня интернетизации относительна, так как, во-первых, само социологическое измерение месячной аудитории Интернета имеет относительную точность, а, во-вторых, число пользователей российского Интернета рассчитывается как число определенных системой SpyLOG уникальных браузеров, установленных на компьютерах и иных устройствах, откуда осуществляется выход в Интернет. Соответственно, один пользователь может подключиться в нескольких местах, а один и тот же компьютер может быть использоваться для работы в Интернете несколькими пользователями. Однако, данный способ все же дает представление о распределении сети Интернет по территории РФ. Показатель распространения сотовой связи во многом утратил дифференцирующую функцию в связи со стремительным ее развитием и очень высоким уровнем охвата в большинстве регионов. По этой причине он не используется в новой методике. Исключен и показатель доли живущих в крупных городах от общей численности населения региона. Его использование было вынужденным из-за дефицита информации и отражало только самые общие условия для инноваций, возникающие благодаря концентрации населения в крупных центрах. Число индикаторов в новой методике сократилось с 7 до 5, с их помощью можно оценить основные сферы инновационной деятельности: создание и разработку инноваций, финансирование инновационной деятельности, инновационность продукции и уровень развития информационно-коммуникационной среды. Такой набор позволяет оценить способность регионов к созданию инноваций и готовность к внедрению их в экономику. В число индикаторов вошли:
Как и в старой методике, показатели нормировались по формуле линейного масштабирования:
X — значение показателя; Xmax— максимальное значение; Xmin — минимальное значение. Максимальные и минимальные значения (референтные точки) определены исходя из динамики показателей за последние годы (табл. 2). Таблица. 2. Референтные точки и региональные различия по показателям
Различие между максимальным значением показателя затрат на инновации и его максимальной референтной точкой связан с тем, что в 2003 году максимальное значение в Свердловской области достигло 5,9% ВРП. В остальных случаях референтные точки были выбраны, исходя из максимальных и минимальных значений показателей по регионам. Формула агрегирования упрощена по сравнению со старой методикой и представляет среднее арифметическое из пяти используемых показателей:
А — субиндекс доли персонала, занятого исследованиями и разработками; В — субиндекс численности студентов государственных вузов; C — субиндекс доли затрат на инновации в ВРП; D — субиндекс количества зарегистрированных патентов; E — субиндекс интернетизации. С использованием новой методики рассчитан индекс инновативности регионов России по данным за 2006 г. Рейтинги по двум методикам представлены ниже Рейтинг регионов по индексу инновативности в 2006 г. (новая методика)
Рейтинг регионов по индексу инновативности в 2005 и 2002 г. (старая методика)
Региональные различия по индексу инновативностиРаспределение регионов по индексу инновативности, как и по ИРЧП и индексу качества жизни, характеризуется двумя главными чертами: сильной поляризованностью и наличием обширной и слабо дифференцированной срединной группы регионов. Эти черты проявляются очень устойчиво, независимо от использования новой или старой методики (Карты индекса инновативности за 2006 г. по новой методике и за 2005 г. и 2002 г. по старой методике). Значения индекса инновативности по новой методике различались в 2006 г.от 0,762 в Москве до 0,014 в Таймырском АО, т.е. в 54 раза. (в расчетах по старой методике различия составляют 40 раз). Несмотря на гигантский разрыв, показатели большинства регионов дифференцированы слабо, в России доминирует обширная группа регионов с показателями ниже среднего. Только в тринадцати регионах значения индекса выше, чем в среднем по России, это федеральные города (Москва и Санкт-Петербург), регионы с крупнейшими вузовскими центрами (Свердловская, Нижегородская, Самарская, Новосибирская, Томская области, республика Татарстан), а также регионы с относительно высоким научным потенциалом крупных наукоградов (Калужская область). Остальные регионы оказались в числе лидеров по причине высоких значений отдельных индикаторов, достоверность которых относительна: Челябинская область – высокой доли затрат на технологические инновации, Ульяновская - повышенной долей зарегистрированных патентов, при том что показатели доли персонала, занятого в исследованиях и разработках, и численности студентов государственных вузов невысоки. Самая обширная группа представлена регионами со значениями индекса инновативности от 0,135 до 0,250. Большинство регионов имеют средние значения по всем субиндексам. В группе аутсайдеров оказались два десятка регионов двух типов: слаборазвитые республики юга и слабозаселенные ресурсодобывающие регионы без крупных центров. Для этой группы характерны низкие значения всех субиндексов инновативности. Таким образом, основной инновационной потенциал страны сконцентрирован с небольшом числе субъектов, в которых находятся крупные региональные центры с развитой системой высшего образования и научно-исследовательской базой, сформировавшиеся еще в советское время. Проблемой остальных регионов остается неразвитость большинства или всех компонентов индекса. Устойчивость этой картины подтверждается динамикой индекса, которую можно оценить с помощью индексов, рассчитанных по старой методике за период с 2002 по 2005 гг. (рис. 3). Положение лидеров в основном стабильно, хотя можно отметить заметный рост индекса агломераций федеральных городов, Нижегородской и Самарской областей, Краснодарского края. В срединной группе динамика роста была различной, но существенных изменений это не принесло. Стабильность аутсайдеров показывает, что условия для инноваций в них остаются неблагоприятными под влиянием долговременных факторов развития. Отметим еще одну особенность: если в регионе есть крупнейший город-центр высшей школы, возникает кумулятивный эффект воздействия позитивных факторов, усиливающий инновативность развития. Для прочих регионов все индикаторы, как правило, показывают отставание в развитии инновационных процессов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|