|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионовТюменская область(без автономных округов)Социальные преимущества: быстрый рост и высокие доходы бюджета благодаря институциональным преимуществам; масштабные инвестиции в развитие инфраструктуры и жилищное строительство в докризисные годы; высокие доходы населения и благоприятная демографическая ситуация в региональном центре; миграционный приток населения в последние годы, система сельского расселения с крупными селами, снижающая затраты на содержание сети социальных учреждений. Социальные проблемы: очень сильное негативное влияние нового кризиса на доходы бюджета, повышенный уровень бедности из-за значительной доли сельского населения, сильное постарение сельского населения, более значительное снижение доходов населения и потребления в кризисный период.
Освоение расположенной в «ближнем» Зауралье Тюменской области началось в конце XVI в., после покорения казаками Сибирского ханства. Это старейшая по длительности пребывания в составе Русского государства территория Сибири, с которой в XVI—XVII вв. началась колонизация восточных земель. Освоение территории современной Тюменской области начали казаки и промысловики, шедшие с севера вдоль основных рек. Их главной целью была добыча основного экспортного товара – пушнины. Основанный вблизи центра покоренного Сибирского ханства Тобольск на протяжении почти столетия был базой освоения северных и восточных территорий, а также культурной и религиозной столицей Сибири. В течение XVII в. росло крестьянское население края, на границе лесостепной зоны расширялось пашенное земледелие для обеспечения продовольствием растущего населения русских владений в Сибири. Только после создания в 1720-х гг. Ишимской укрепленной линии и вхождения Северного Казахстана в состав России (1740 г.) создались условия для сдвига центра тяжести расселения края и трассы Московско-Сибирского тракта на юг. Удачно расположенные в транспортном отношении поселения становятся центрами ярмарочной торговли (Ишим, Тюмень, Заводоуковск). Это положило начало постепенному ослаблению Тобольска, оказавшегося в стороне от основных торговых путей, и способствовало росту его главного конкурента, Тюмени, важного транзитного пункта на пути в Сибирь и Китай. В первой половине XVIII в. Тюмень становится основным местом перевалки грузов с речного на гужевой, а позднее и железнодорожный транспорт. Тобольск, имевший в XVII в. более выгодное транспортное положение у впадения Тобола в Иртыш, был административным центром Западной Сибири вплоть до 1838 г. и до 1917 г. – центром Тобольской губернии. В XX в. его оттеснила Тюмень, расположенная на границе лесостепи, ближе к новому хлебопроизводящему району, северную часть которого пересекла железная дорога Екатеринбург—Тюмень—Омск (1885-1913 гг.). Железнодорожное строительство способствовало превращению Тюмени в крупнейший речной порт в Обь-Иртышском бассейне и промышленный центр, специализировавшийся не только на переработке сельскохозяйственного, кожевенного сырья и производстве разнообразной кустарной продукции, но и судостроении и судоремонте. На остальной части области промышленность была практически не развита, за исключением небольших пищевых и кожевенных производств, тяготевших к ярмарочным центрам. Приишимье со значительной долей казахского населения выделялось молочно-мясным животноводством и маслоделием. В 1894 г. южнее современной территории области прошел западный участок Транссиба, который «перехватил» часть грузов, ослабил позиции Тюмени и «перенаправил» часть переселенческого потока в соседние более южные степные районы Западной Сибири. В довоенный период территория региона входила в Уральскую и Омскую области, сохраняя аграрно-индустриальный тренд развития. Во время войны часть эвакуированных предприятий были размещены в Тюмени, усилившей свое положение и ставшей в 1944 г. центром области, в которую были включены созданные в 1930 г. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа. В 1960-1980-е годы с началом разработки в 1960-х гг. нефтегазовых месторождений Западной Сибири Тюмень стала опорной базой освоения для входящих в ее состав автономных округов. В городе базировались региональные управляющие структуры отраслевых министерств, быстро развивалось высшее образование технического профиля, формировались промышленная база для обслуживания ТЭК. Прокладка трубопроводов и создание в 1974 г. нефтехимического комплекса в Тобольске, работающего на сырье из Сургута (ХМАО), позволила бывшей столице хотя бы частично преодолеть слабости своего экономико-географического положения. Современная Тюменская область относится к так называемым «материнским» регионам (их осталось всего два) и включает в свой состав Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Заложенное в Конституции России юридическое противоречие, по которому автономные округа являются самостоятельными субъектами РФ и одновременно входят в состав Тюменской области, не разрешено до сих пор. Объединение округов с "материнской областью" превратило бы ее в мощный субъект, простирающийся от Северного Ледовитого океана до границы с Казахстаном и концентрирующий 11-13% промышленного производства и валового продукта страны. Видимо, политические риски такого решения понимают и федеральные власти. Объединение затрудняется и тем, что в постсоветский период южная часть области превратилась в полуаграрный придаток «богатых» нефтегазодобывающих автономных округов, бюджеты которых стали действительно автономными и до середины 2000-х годов многократно превышали доходы бюджета области. В округах появилось даже специальное выражение – "Юг Тюменской области", которое использовалось для "материнской территории". Социально-экономические показатели рассчитываются и публикуются Росстатом для всей территории Тюменской области и отдельно по автономным округам. Юг области в статистике отсутствует, что создает проблемы для анализа. Использование показателей в целом по области искусственно улучшает показатели Юга за счет включения данных по более богатым и промышленно развитым автономным округам. В этом портрете специально пересчитаны показатели социально-экономической статистики для Юга Тюменской области, но это можно было сделать не всегда. И только в бюджетной статистике данные по Югу области и автономным округам четко разделены. Расселение. По численности населения Тюменская область (без автономных округов) уступает Ханты-Мансийскому АО (1,3 и 1,5 млн. человек соответственно). Численность населения благодаря миграционному приросту из Казахстана была стабильной, а в 2000-х гг. даже несколько выросла, что нетипично для большинства российских регионов, в том числе соседних областей Сибири. Это следствие резкого улучшения экономического и бюджетного положения области в середине 2000-х гг. Благоприятные по сибирским меркам агроклиматические условия и особенности освоения обусловили относительно невысокий уровень урбанизированности (доля городского населения – 64%) как на фоне индустриальных уральских областей, нефте- и газодобывающих автономных округов, так и соседних областей Западной Сибири. Городская сеть развита слабо. В Тюменской области всего пять городов, в соседней Курганской – 9, а в ХМАО – 16. Крупных городов всего два – Тюмень, стабильно росшая в 1990—2000-е гг. в результате расширения административных границ и миграции, а также единственный субцентр севера области Тобольск (табл. 1). Тобольск стабильно теряет население, и с 2008 г. Росстат не включает его в число городов-стотысячников. Более половины поселков городского типа, которых в конце советского периода насчитывалось 16, было преобразовано в сельские поселения. С этим был связан абсолютный и относительный рост численности сельского населения в 1990—начале 2000-х гг. Таблица 1. Население Тюменской области в 1989–2009 гг. (без автономных округов)
В области выделяется две оси расселения: «речная» вдоль Тобола и широтная, вдоль северной ветви Транссиба (Екатеринбург—Омск), «продублировавшей» в конце XIX в. Сибирский тракт. Наиболее старые поселения были основаны как опорные пункты военно-казачьей колонизации в ключевых точках речной сети, местах слияния притоков Иртыша и Тобола. В XVIII-XIX в. крупные поселения возникали как торговые, транспортные или переселенческие поселки в зоне притяжения железной дороги. Современное население концентрируется в зоне тяготения Тюмени и более развитых райцентров. Сельские поселения средние и крупные по численности жителей, что типично для регионов на стыке таежной зоны и лесостепи, а также объясняется исторически сложившимися типами крупных торговых сел и переселенческих поселков в конце XIX—начале XX в. Демография. По сравнению с автономными округами население Юга Тюменской области имеет более старую возрастную структуру, но его демографические показатели лучше средних по стране и соседних регионов Сибири. Это показывают пересчитанные данные для Юга Тюменской области (в статистике публикуются только общие данные для всей области с округами). В 2000-е гг. на более сельском Юге быстрее росла рождаемость, особенно после начала проекта стимулирования рождаемости с помощью материнского капитала (с 12 до 15 промилле за 2005-2008 гг.). Теперь Юг не отличается по показателям рождаемости от более молодого по возрастной структуре населения автономных округов, хотя в начале 2000-х гг. заметно отставал (рис. 1). Показатели смертности ближе к средним по стране, и их сокращение в последние годы было относительно небольшим (с 16,1 до 14,6 промилле). В основном за счет роста рождаемости Юг Тюменской области с 2007 г. имеет положительный коэффициент естественного прироста, как и автономные округа, где прирост сохранялся с 1990-х гг. Ни один из уральских и западносибирских регионов, за исключением республик, не достиг положительных значений естественного прироста населения в 2000-е гг. Можно сказать, что на Юге Тюменской области эффект демографической волны (временного роста численности населения в молодых репродуктивных возрастах, благодаря чему в основном и обеспечивается рост рождаемости в последние годы) использован в максимальной степени. Но эта волна заканчивается в 2012-2013 г., когда в детородный возраст войдет малочисленное поколение 1990-х годов рождения.
Возрастная структура населения Юга области типична для регионов с высокой долей сельского населения. В ней повышена и продолжает быстро расти доля пожилых – с 21,6 до 24% в 2005-2008 гг., в среднем по РФ рост за тот же период был более медленным (с 20,4 до 21,2%). Доля детей моложе 16 лет выше средней по стране (17,2 и 15,9% соответственно), и она медленно сокращается. В результате Юг Тюменской области, как и многие более сельские регионы, отличается пониженной долей трудоспособного населения – 59% (в среднем по стране – 63%). Социально-демографические индикаторы отражают позитивные изменения в уровне жизни и доступности медицинских услуг. Младенческая смертность на Юге области сократилась за 1995-2008 гг. почти в три раза (с 20 до 7,5 на тысячу родившихся), темпы снижения опережали и среднюю динамику по стране, и соседние регионы, за исключением Ханты-Мансийского АО (рис. 2). Но к 2008 г. показатели области сравнялись со средними по стране.
Ожидаемая продолжительность жизни близка к средней по стране и показателям соседних регионов юга Сибири. Не отличается от среднероссийской и динамика: ухудшение или стагнация значений показателя почти до середины 2000-х и довольно быстрый рост в последние три года благодаря значительному увеличению инвестиций в здравоохранение по всей стране. Бюджетная обеспеченность Юга Тюменской области значительно выше средней для российских регионов, однако ее отставание от автономных округов, более благополучных по показателям долголетия, несмотря на северное местоположение, заметно увеличилось (табл. 2). Одна из причин – объективно худшая доступность медицинской помощи для многочисленного сельского населения Юга области, но есть и вторая причина – в Ханты-Мансийском АО выше душевые расходы бюджета на здравоохранение и, как следствие, укомплектованность лечебных учреждений современным оборудованием. Таблица 2. Ожидаемая продолжительность жизни, лет
Юг Тюменской области в переходный период был зоной притока и оттока мигрантов. Первая волна притока – возвратные миграции из стран СНГ в 1990-е гг., в основном русского населения из соседнего Казахстана. Она завершилась к концу 1990-х гг., и затем Юг области начал терять население в миграционном обмене (рис. 3). Вторая волна, начавшаяся с середины 2000-х гг., обусловлена значительным улучшением экономического положения области. Миграции в основном стали определяться экономическими факторами, поэтому в регионах с высокими темпами экономического роста также сформировался миграционный приток (Челябинская область), а из депрессивных регионов население уезжало (Курганская область). В автономных округах с середины 2000-х гг. приток населения резко сократился или же сменился оттоком, поскольку новых рабочих мест в них создавалось мало. По сравнению с соседними регионами Юг Тюменской области оказался более привлекательным местом для мигрантов в последние годы перед новым кризисом.
Этнический состав Тюменской области разнообразен, так как на юге она граничит с Казахстаном, входит в ареал расселения сибирских татар, а в военные годы сюда депортировали советских немцев. Кроме того, население автономных округов сформировано мигрантами разных национальностей. По этим причинам доля русских в Тюменской области ниже, чем в в областях Европейской России. Вторым по численности этносом являются татары (табл. 3), немцы представлены небольшими по численности группами, а казахи живут вдоль южной границы области. В области есть несколько полиэтнических городов и районов. Наиболее высока доля татар в населении Вагайского (41%), Тобольского (36%), Ярковского (33%) и Ялуторовского (26%) районов, г. Тобольска (16%), Тюменского и Нижнетавдинского районов (14-15%). Доля казахов выше в южных территориях – Сладковском (7%), Казанском (6%), Ишимском, Армизонском, Бендюжском (4-5%) районах. Доля немцев максимальна в Заводоуковском и Упоровском районах (4-5%) и г. Заводоуковске (3%) Таблица 3. Национальный состав Тюменской области по переписям населения 1989 г. и 2002 г.
Экономика. В 1990-е и начале 2000-х гг. Юг Тюменской области был экономической периферией двух нефтегазодобывающих автономных округов, его доля в суммарном ВРП составляла менее 10%, а в промышленном производстве – 4%. Доходы бюджета области в 2001-2003 г. были в пять-шесть раз меньше, чем Ханты-Мансийского АО при сопоставимой численности населения. Однако с 2003 г. область совершила феноменальный экономический и бюджетный рывок вверх, в 2007 г. ее бюджет сравнялся с бюджетом ХМАО, а затем и превысил его. Тюменское «чудо» объясняется институциональными факторами, с которых и следует начать анализ. Благодаря федеральному законодательству область получила два институциональных преимущества. Во-первых, в связи с принятием Федеральногго закона №131-ФЗ, ограничившего бюджетные полномочия автономных округов, последние вынуждены были заключить с областью специальный договор о сотрудничестве, позволивший сохранить бюджетные полномочия. По этому договору бюджет области в 2004-2008 гг. получал от автономных округов перечисления в размере 20 млрд. руб., фактически это была плата за самостоятельную бюджетную политику. Во-вторых, по федеральному закону в пользу «материнских регионов» перераспределялся важнейший налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ранее этот налог делился пополам между автономными округами и федеральным бюджетом, затем доля автономных округов резко сократилась, основная часть налога стала поступать в федеральный бюджет, но кое-что досталось и бюджету области (12% НДПИ до 2008 г. и 5% в 2009 г.). В-третьих, появились и неформальные преимущества. Назначение губернатора области главой администрации президента РФ в середине 2000-х гг. удивительным образом совпало с регистрацией в Тюмени юридических адресов ведущих подразделений ТНК-ВР, "Газпрома" (Запсибгазпром) и других крупных компаний, что резко увеличило поступления налога на прибыль. Все эти преимущества позволили увеличить бюджет области с 29 млрд. руб. в 2002 г. до 163 млрд. в 2008 г., т.е. почти в шесть раз. Таких темпов роста бюджетной обеспеченности не имел ни один субъект РФ, за исключением Чечни, Санкт-Петербурга и Москвы. Следствием многократного роста доходов стало изменение структуры расходов консолидированного бюджета Тюменской области. В последние докризисные годы около трети всех расходов бюджета шли по разделу «Национальная экономика». В основном это масштабные инвестиции, позволившие ускорить развитие области. Такую структуру расходов имели в России только два субъекта РФ – Ханты-Мансийский АО в первой половине 2000-х до централизации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и Москва в течение многих лет благодаря гигантским налоговым доходам ее бюджета. Тюменская область, получив большие дополнительные доходы, тоже направила их на инвестиционные и инфраструктурные проекты. Фактически именно бюджет стал драйвером экономического роста области. Душевой ВРП Юга Тюменской области в 2000 г. был ниже среднего по стране, но уже к 2005 г. превысил его более чем вдвое, значительно сократилось и отставание Юга от автономных округов (рис. 4). Помимо вклада прописанных в Тюмени крупных компаний, это следствие роста реального сектора экономики области, в том числе нефтехимии и начавшегося освоения нефтяных месторождений вблизи границы с ХМАО. Вырос и вклад отраслей социальной сферы, поскольку по методике расчета ВРП социальные услуги включаются в конечное потребление домашних хозяйств. В последние годы новых институциональных преимуществ Тюменская область не получала, поэтому отрыв ВРП стал постепенно уменьшаться. Опыт других российских регионов, переживших такой же стремительный рост на основе институциональных преимуществ (Чукотский, Агинский Бурятский АО, Мордовия, Калмыкия, Омская область), показывает, что рост на таком «фундаменте» не бывает устойчивым. Это показывает и динамика душевого ВРП Юга Тюменской области, но в отличие от вышеперечисленных регионов, где ВРП рухнул после исчезновения институциональных преимуществ, в Тюменской области отмечалось только замедление роста ВРП в 2007-2008 гг.
Доля Юга в промышленном производстве всей Тюменской области невелика, но она выросла с 8% в 2001 г. до 16% в 2008 г. Изменилась и структура промышленности. С 2007 г. ТНК-ВР начала разработку группы Уватских нефтяных месторождений на севере области, примыкающем к ХМАО. В 2008 г. был добыт первый миллион тонн нефти, в перспективе проект рассчитан на добычу 10 млн тонн в год. Важную роль играет Тобольский нефтехимический комбинат, принадлежащий компании "Сибур", которая перед кризисом начала строительство новых производственных мощностей. Машиностроительные предприятия Тюмени в советское время специализировались на производстве оборудования для нефтегазодобычи, крупнейшим был завод "Нефтемаш", но они так и не преодолели кризисного спада 1990-х гг., не выдержав конкуренции с западным оборудованием. В результате роль машиностроения в экономике области снижается. Более успешно развивается пищевая промышленность на местном сырье, птицеводство, в которое инвестировали средства компании из автономных округов. Южная, лесостепная часть области в Приишимье является зернопроизводящей, и бюджетная поддержка агросектора области – одна из самых высоких в стране: 1 рубль на 4 рубля стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. В 2000-е годы выросла инвестиционная привлекательность Юга Тюменской области, и отчасти это обусловлено разработкой новых месторождений нефти на ее территории. За 2000 – 2008 гг. душевые инвестиции в текущих ценах выросли на Юге области более чем в 13 раз, в то время как в среднем по стране – менее 8 раз. Тем не менее, объем инвестиций в нефтегазодобывающие автономные округа значительно больше, в 2008 г. на Юг Тюменской области приходилось 13% всех инвестиций при доле в населении 38%. Инвестиции повторяют тенденции динамики ВРП: пик пришелся на 2006 г., затем душевые показатели области стали сближаться со средними по РФ и все больше уступать автономным округам (табл. 4). Таблица 4. Душевые инвестиции в основной капитал
Более благоприятные климатические условия по сравнению с автономными округами и миграционный приток населения на Юг Тюменской области, а также опережающий рост доходов населения и бюджета области стали стимулами роста строительства жилья. Во второй половине 2000-х гг. ввод жилья вырос вдвое (рис. 5), в том числе благодаря инвестициям жителей северных автономных округов в жилищное строительство на территории Юга области. В 2008 г. по вводу жилья на 1000 населения Юг Тюменской области уступал в России только Московской области. Но Московская область имеет гораздо более сильные преимущества: она притягивает огромное количество мигрантов, в нее переместилась значительная часть спроса москвичей на жилье, в том числе в инвестиционных целях. Показатели Юга Тюменской области, не имеющей таких преимуществ, выглядят впечатляющими. Но устойчивы ли они? В 2009 г. рост спроса, подстегнутый высокими нефтяными доходами, сменился спадом на 10% в целом по Тюменской области, хотя на Юге темпы спада немного мягче и не отличаются от среднероссийских (-7%). Однако кризис в строительном секторе Юга Тюменской области может оказаться достаточно длительным и болезненным из-за резкого снижения доходов бюджета.
Для оценки кризисного спада на Юге Тюменской области пришлось делать пересчет и других социально-экономических показателей за 2009 г. В целом по Тюменской области спад промышленного производства невелик (-3% за 2009 г.) на фоне темпов спада по стране (-11%). Ханты-Мансийский АО вообще не сократил объемов произодства, а наиболее острым был кризисный спад в Ямало-Ненецком АО (-9%). На Юге области по пересчитанным данным Росстата промышленного спада не было благодаря росту добычи нефти. Однако спад инвестиций за 2009 г. был очень сильным – на треть. Наиболее острая кризисная проблема Тюменской области – резкое сокращение доходов ее бюджета (бюджеты области и округов автономны). В последние докризисные годы структура доходов бюджета была особой: при очень высокой доле собственных (налоговых и неналоговых доходов) – 95% в 2008 г., что типично для наиболее развитых регионов, основными видами доходов бюджета были налог на прибыль (42%, в среднем по регионам РФ – 28%) и налог на добычу полезных ископаемых (33%). Такого вклада НДПИ, т.е. нефтяной ренты, не имел в бюджете ни один регион страны (следующие по доле республики Коми и Якутия – 6-7%), а столь же высокую долю налога на прибыль в доходах имели только Москва и монопрофильные Липецкая и Вологодская области. В кризис оба бюджетоформирующих налога рухнули, поэтому потери бюджета Тюменской области были максимальными среди субъектов РФ – почти на четверть (рис. 6). С 2010 г. НДПИ полностью изымается в федеральный бюджет, поэтому федеральному бюджету придется "затыкать дыру" в бюджете Тюменской области огромными трансфертами. Переходный период продлится 4 года, в первый год компенсация выпадающих доходов бюджета будет почти полной с медленным уменьшением в каждый последующий год. Так что печальное завершение "истории успеха" Тюменской области, как и других регионов с искусственными институциональными преимуществами, вновь оплачивается из федерального бюджета.
Период экономического процветания дал особые преимущества развитию региональной столицы - Тюмени. Она относительно невелика по численности населения (570 тыс. жителей) и расположена между двумя городами-«миллионниками» - Екатеринбургом и Омском, недалеко по сибирским меркам и еще один «миллионник» - Челябинск. В 1990-е гг., лишившись преимуществ реального административного центра огромного нефтегазодобывающего региона, Тюмень перестала выделяться в лучшую сторону от более крупных городов-соседей по доходам и инвестициям, как это было в советское время. С получением особых преимуществ в середине 2000 гг. город совершил рывок в развитии (табл. 5). Население Тюмени устойчиво и быстро растет (на 5% за 2005-2008 гг.). В Тюмени гораздо лучше демографическая ситуация по сравнению с городами-«миллионниками», так как она сильнее притягивает молодое население из собственной области и извне. Заработная плата в Тюмени устойчиво выше, чем в городах-«миллионниках», даже в быстро развивавшемся до кризиса Екатеринбурге. Тюмень перестала быть заметным индустриальным центром, в отличие от Омска и Челябинска, и этот тренд ее развития совпадает с деиндустриализацией макрорегиональных центров Урала и Сибири – Екатеринбурга и Новосибирска. Инвестиционная активность в Тюмени, включая строительство и ввод жилья, в полтора-два раза выше, чем в соседних городах-«миллионниках». И эта активность сильно поддерживается бюджетными деньгами, в основном региональными. Таким образом, Тюмень стала основным бенефициаром особых институциональных преимуществ и существенно укрепила свои конкурентные позиции среди крупных городов Урала и Западной Сибири. Таблица 5. Основные показатели развития региональных центров Урала и Сибири
Занятость и рынок труда. Структурные показатели рынка труда для Юга Тюменской области рассчитать невозможно, поэтому приходится ограничиваться данными о занятости. Ситуация на рынке труда в период экономического роста и кризиса оценена путем пересчета показателей уровня безработицы по методологии МОТ и зарегистрированной безработицы для Юга области. В обоих случаях расчетные показатели очень нестабильны, что, скорее всего, обусловлено малым объемом выборки при проведении обследования рынка труда. Показатели безработицы по МОТ сильно колебались вокруг средних по стране, при этом Юг области был ближе к проблемному по занятости ХМАО, чем к ЯНАО, т.к. в регионе "Газпрома" меры по оптимизации занятости не предпринимались (рис. 7). Кризисный рост безработицы на юге области был сильнее, чем в автономных округах, и сопоставим с металлургической Челябинской областью, где, в отличие от Тюменской области, спад промышленного производства был очень сильным. Хотя к данным по уровню безработицы нужно относиться осторожно в силу дефектов выборки обследований рынка труда в регионах, тем не менее нарастание проблем занятости показывает, что благополучие Юга области в "тучные" годы было неустойчивым.
Пересчет уровня зарегистрированной безработицы на Юге области выявляет схожий со всей страной тренд: стабильный рост уровня безработицы до 2005 г. с последующим снижением (табл. 6). Можно только отметить, что масштабы зарегистрированной безработицы на Юге области были ниже, чем в автономных округах, что обусловлено спецификой рынков труда северных ресурсодобывающих регионов – более существенным дефицитом новых рабочих мест. Но к 2008 г. показатели сравнялись, и в целом проблема занятости в последние докризисные годы на Юге области была менее значимой, чем в целом по РФ. Кризисный рост зарегистрированной безработицы был небольшим, он более заметен в автономных округах (1,8-1,9% в январе 2010 г.) по сравнению с Югом области, где показатели 2008 г. года почти не изменились. Таблица 6. Уровень зарегистрированной безработицы на конец года, %
Социально-экономическое положение домохозяйств. Доходные характеристики для всей Тюменской области представляют собой "среднюю температуру по больнице", поэтому их не имеет смысла рассматривать. Среднедушевые денежные доходы также были пересчитаны отдельно для Юга области. Без корректировки на стоимость жизни различия в доходах населения Юга области и автономных округов достигали в начале 2000-х гг. 3-3,5 раз, а в 2008 г. – 2-2,5 раз, т. е. они сократились в полтора раза (рис. 8). Такое сравнение некорректно, т.к. стоимость жизни в автономных округах на треть и более превышает стоимость жизни на Юге области. С корректировкой на прожиточный минимум различия между севером и югом не так велики: в автономных округах душевые доходы населения в 2008 г. превышали прожиточный минимум в 4,5-4,9 раз, а на Юге Тюменской области – в 3,7 раза (в среднем по РФ – в 3,3 раза). Но важен тренд сближения доходов жителей севера и юга Тюменской области. Юг Тюменской области по стоимости жизни, измеряемой прожиточным минимумом, не отличается от средней по стране. Денежные доходы населения Юга также близки к среднероссийским, но с середины 2000-х гг. они росли быстрее и в 2008 г. опередили среднедушевые доходы россиян на 12%. Таких регионов в России было только 12, т.е. Юг Тюменской области, бывший еще в начале 2000-х гг. "бедным родственником" автономных округов, вошел в число регионов с относительно высокими денежными доходами населения. Рост доходов населения Юга области опережал и среднероссийскую динамику, и еще сильнее – в полтора раза – динамику доходов населения автономных округов. Более высокие темпы роста обусловлены двумя факторами: во-первых, типичной для всей страны тенденцией замедленного роста заработной платы занятых в экспортных отраслях по сравнению с занятыми в бюджетной сфере, доля которых в структуре занятых на Юге выше, чем в округах; во-вторых, реальным увеличением количества высокооплачиваемых рабочих мест, прежде всего в строительстве, секторе рыночных услуг, а также в некоторых секторах бюджетной сферы (госуправление, высшая школа и др.) Юга области благодаря очень быстрому росту доходов бюджета.
Пересчитанный показатель уровня бедности демонстрирует разрыв между Югом области и автономными округами – 19 и 7% соответственно, хотя за 2000-е гг. отставание Юга от округов сократилось с 4 до 2,5-3 раз (рис. 9). Можно выделить объективные причины таких сильных различий. Во-первых, Юг области имеет значительно более высокую долю занятых в низкооплачиваемом сельском хозяйстве. Во-вторых, автономные округа уже в начале 2000-х годов добились значительного сокращения бедности с помощью масштабных расходов на социальную политику (ХМАО) или сохранения больших дотаций ЖКХ (ЯНАО). Однако с середины 2000-х годов и бюджет Юга Тюменской области рос опережающими темпами и даже превысил бюджет ХМАО. Кроме того, неравенство населения Юга по доходу ниже, чем в округах, как и прожиточный минимум, что позволяет тратить меньше бюджетных средств на программы социальной поддержки малоимущих, т.к. вывод из бедности в расчете на одного малоимущего обходится бюджету области дешевле, чем округам. Тем не менее, уровень бедности на Юге по-прежнему в полтора раза выше среднего по стране, он сокращался общероссийскими темпами, несмотря на вышеуказанные преимущества. Этому может быть только одно объяснение – поддержка малоимущего населения не является приоритетом политики региональных властей, деньги в основном расходуются на более амбициозные проекты.
Кризисное снижение доходов населения оказалось в Тюменской области более ощутимым, чем в России в целом. По данным Росстата, денежные доходы населения области сократились за 2009 г. на 9%, темпы сокращения в автономных округах и на Юге области почти не различались (рис. 10). При этом в целом по стране спад доходов населения к концу 2009 г. был преодолен и годовая динамика была положительной (+1%). Рост номинальной заработной платы в области также был минимальным, а в реальном выражении (с учетом 8%-ной инфляции за год) она сократилась. Сокращение доходов и реальной заработной платы подтверждается снижением оборота розничной торговли в целом по Тюменской области и по автономным округам. Судя по данным о доходах и занятости, рынок труда Тюменской области, в том числе Юга, адаптируется к кризису не через значительное высвобождение рабочей силы, а через снижение заработной платы и сжатие потребления.
В портретах регионов "Социального атласа" всегда присутствуют еще два раздела – социальные услуги (здравоохранение, образование, ЖКХ) и индексы. Для Юга Тюменской области мы нарушаем эту схему по простой причине: публикуемые Росстатом данные по всей Тюменской области неточно описывают ситуацию в ее южной части. Пересчет многочисленных показателей обеспеченности социальными услугами мало что добавляет к пониманию социального развития области. По большинству таких показателей она несущественно отличается от соседних Омской и Челябинской областей и средних показателей по стране. Значимые различия отмечались только в бюджетном финансировании социальной сферы, до кризиса оно было значительно выше среднего по стране в душевом выражении (табл. 7). Таблица 7. Душевые расходы консолидированных бюджетов регионов в 2008 г. к средним по регионам РФ (РФ=100),
Проведенный анализ показывает, что в период экономического роста Юг Тюменской области прошел несколько этапов:
Как ускоренный рост, так и его замедление обусловлены институциональными причинами – особыми преимуществами, полученными за счет изменения федерального законодательства в середине 2000-х гг. Их действие подстегнуло развитие, но на довольно короткий период. Анализ тенденций последних двух лет показал, что без дополнительных и регулярных «добавок» особых условий (например, объединения с более мощными округами и перетягивания их ресурсов «на себя») Юг области не в состоянии расти опережающими темпами. Он не имеет реальных конкурентных преимуществ ни в одном из значимых факторов развития (местоположение, ресурсообеспеченность, агломерационный эффект, развитие инфраструктуры, человеческого капитала и институтов). Однако по оценке федеральных органов власти такое преимущество есть – это более высокое качество и эффективность управления регионом. Расчеты Минрегиона по специальной методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ два года подряд выводили Тюменскую область на первое место в стране. В 2009 г. Юг Тюменской области не испытал значительного кризисного спада в промышленности благодаря освоению новых месторождений нефти. Наиболее сильным оказалось снижение доходов бюджета области. На рынке труда спад явно мягче по сравнению с другими регионам Урала и Поволжья. Однако доходы населения Тюменской области сжимаются опережающими темпами, быстрее формируется сберегающий тип потребления, что замедляет выход из кризиса обрабатывающей промышленности и рыночных услуг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|