|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионовРеспублика АдыгеяСоциальные преимущества: климатические и рекреационные ресурсы, освоенность территории и более высокая плотность населения, более медленные темпы депопуляции; соседство с развитыми районами Краснодарского края, стимулируюшее трудовые миграции; рост пищевой промышленности на основе переработки местно сырья, продуктивное личное подсобное хозяйство, более высокая продолжительность жизни. Социальные проблемы: слаборазвитая экономика, все более отстающая от новых зон роста на юге страны; дефицит новых рабочих мест и стабильно повышенный уровень безработицы, несмотря на постарение населения и депопуляцию; низкая заработная плата в основных отраслях экономики и низкие доходы населения, особенно сельского, что тормозит выход из бедности значительной части жителей республики; слабая урбанизированность и неразвитость крупных городских центров, снижающие доступность социальных услуг; межэтнические проблемы и сохранение патриархальных клановых форм в социальной структуре.
Расселение. История адыгов уходит корнями в далекое прошлое, но Черкесская (Адыгейская) автономная область была образована только в 1922 г. Причудливый контур ее границ связан не только с физико-географическими особенностями, он отражает перипетии советского национально-государственного строительства. Адыгея дважды расширяла свою территорию: в 1936 г. в нее вошла северная часть Майкопского района, в 1964 г. – его южная часть. Целесообразность присоединения этих территорий аргументировалась тем, что автономной области была необходима своя столица-город, которой стал Майкоп. Кроме того, включение в состав республики новых горных территорий расширяло площадь пастбищ, необходимых для поддержания табунного животноводства – одной из традиционных отраслей хозяйства. Эти территории богаты рекреационными ресурсами, ценность которых возрастает в связи с развитием горнолыжных курортов. Предки современных адыгов жили на территории, находившейся на пересечении сфер влияния разных этнических групп, государственно-политических образований и религиозно-культурных традиций. Во второй половине XV в. на место доминировавших в Причерноморье Византии и Генуи приходит Турция и ее союзник, Крымское ханство, что повлекло за собой постепенное вытеснение христианства исламом. В конце XVIII – начале XIX вв. Россия вплотную приблизилась к горному Северо-Западному Кавказу, опираясь на кордонные линии, переселяя казаков и крестьян в ходе колонизации этих территорий. Как этнос адыгейцы сформировались после завершающего этапа Кавказской войны 1858-1863 гг. Вынужденная эмиграция большей части западных адыгов в Турцию, переселение оставшихся на равнину, "в тыл" русских кордонных линий, ликвидировали субэтническое деление. Последовавший за этим переход к оседлости и земледелию, а также территориальный отрыв от черкесских племен, проживавших восточнее, усилили процессы этнической консолидации адыгов, живущих в среднем течении Кубани, за ними в советский период закрепился этноним — адыгейцы. Адыгея со всех сторон окружена Краснодарским краем, а часть районов республики расположена вблизи Краснодара, что способствует трудовым миграциям населения. Территорию республики пересекают две железнодорожные магистрали, связывающие внутренние районы России со стратегически важными портами и курортами Черноморского побережья: Краснодар–Новороссийск и Армавир–Туапсе с ответвлением на Майкоп. После заполнения Краснодарского водохранилища связь между северо-западными и восточными частями республики осуществляется через территорию Краснодарского края. В результате, разные районы республики тяготеют в разным транспортным коридорам и слабее связаны между собой, чем с соседними районами Краснодарского края. За исключением Майкопского промышленного узла, индустриализация слабо затронула территорию республики, она традиционно выступала как источник сельскохозяйственного сырья. Аграрный характер экономики даже усилился в переходный период. Адыгея относится к числу слабо урбанизированных регионов (52,6% городского населения): доля городского населения превысила половину лишь в середине 1980-х гг. Город в полном смысле этого слова в республике один – Майкоп, в нем проживает около 40% населения (табл. 1). Второй город, Адыгейск, как и пять поселков городского типа, по образу жизни и внешнему облику скорее напоминают крупные сельские поселения. Адыгейск был образован в 1969 г. как центр переселения жителей более чем двух десятков поселков, располагавшихся в чаше создаваемого Краснодарского водохранилища. В 1976 г. он получил статус города, но значимых предприятий промышленности в нем так и не возникло. Численность и городского, и населения начала сокращаться только в 2000-е гг., темпы депопуляции пока еще незначительные. Таблица 1. Численность населения городов и районов республики Адыгея (тыс. чел.).
По плотности населения (более 58 чел./км кв.) республика отстает от Краснодарского края, но вполне сравнима со староосвоенными областями Центра. Однако характер расселения иной, сельские поселения республики намного крупнее, чем в Центральной России, средний размер поселения превышает 900 человек. Территория республики делится на две части. В северной, прикубанской части проживает 80% населения республики, сложилась довольно равномерная сеть сельских поселений, плотность сельского населения вдвое выше средней по республике. Для южной предгорной части характерно долинное расселение: станицы вытянуты вдоль рек Белая и ее притоков. Демография. Демографическая ситуация в Адыгеи нетипична для республик Северного Кавказа, это связано с особенностями этнической структуры жителей, в которой 2/3 составляет русскоязычное население. Адыгея первой из северокавказских республик завершила демографический переход, в настоящее время суммарный коэффициент рождаемости составляет лишь 1,36. По уровню рождаемости и смертности республика близка к Краснодарскому краю и лишь незначительно опережает Ставропольский край и Ростовскую область (рис. 1). Среди республик Северного Кавказа только в Адыгее с начала 1990-х гг. отмечается устойчивая естественная убыль населения. Естественная убыль характерна для всех муниципальных образований республики, при этом более высокие показатели смертности имеют периферийные районы – Кошехабльский, Красногвардейский, Гиагинский (более 17‰). В районах, расположенных на транспортных выходах к Краснодарскому краю (Теучежском и Тахтамукайском, г. Адыгейске), возрастная структура населения моложе и показатели смертности несколько ниже (12,3‰).
Постарение возрастной структуры населения в республике началось давно, доля пенсионеров еще в 1989 г. превысила порог в 20%, а в 2005 г. достигла 22,0% (в среднем по РФ - 20,4%), доля молодежи снизилась до 17,5% , но все еще немного выше средней по стране (16,3%). Миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения только до 1996 г. В последующие годы приток в республику резко снизился, хотя сальдо миграций остается положительным, в отличие от других республик Северного Кавказа (рис 2). В то же время миграционный обмен Адыгеи с Краснодарским краем стабильно отрицательный и только ближайший к Краснодару Тахтамукайский район имеет в последние годы положительный миграционный баланс, став фактически пригородной зоной краевого центра соседнего региона.
Адыгея относится к числу национальных образований, где абсолютно преобладает русскоязычное население (табл. 2), и этим заметно отличается от других республик Северного Кавказа. Это оказывает заметное влияние на прокреативное поведение коренных жителей: несмотря на отток русских, рост доли титульного этноса в 1989–2002 гг. был относительно умеренным, а сдвиги в этническом составе за последний межпереписной период незначительны. Представители титульного этноса проживают преимущественно в прикубанской зоне, куда они были переселены из горных районов во второй половине XIX в., в то время как в наиболее индустриально Майкопском районе — русскоязычное население. Таблица 2. Этнический состав населения республики Адыгея, 2002 г.
Экономика. Душевой ВРП республики составляет менее трети от среднего по регионам России и вдвое отстает от показателя соседнего Краснодарского края. Адыгея относится к наименее развитым республикам ЮФО, заметно опережая только Ингушетию (рис. 3). По динамике ВРП Адыгея входит в группу самых медленно растущих регионов ЮФО (142% за 1998 -2005 гг.), опережая только Калмыкию и Ингушетию. Для сравнения, экономика "русских" регионов ЮФО за то же время выросла на 159-189%. Отставание республики явно усиливается, хотя следует учитывать, что достоверность экономической статистики в ЮФО невысока из-за значительной доли теневой экономики. О слаборазвитости (а также теневом характере) экономики свидетельствует и структура ВРП республики: очень высокая доля нерыночных услуг, т.е. услуг, оплачиваемых из бюджета (24,3% в 2004 г.), более низкие и примерно равные доли промышленности (15,3), сельского хозяйства (14,3) и торговли (14,9).
Как уже отмечалось. Адыгея не обладает значительным промышленным потенциалом, основную роль, как и в советское время, играет пищевая промышленность. Несмотря на сильный спад первой половины 1990-х гг. (более чем в четыре раза), республика превысила среднюю по стране динамику промышленного производства благодаря быстро растущему спросу на отечественную пищевую продукцию и улучшении ситуации в машиностроении. По динамике промышленности Адыгея опережает все республики ЮФО и близка к показателям "русских" регионов (рис. 4), но следует учитывать, что неплохие показатели отчасти связаны с эффектом низкой базы (слабым развитием промышленности республики до экономического спада 1990-х гг.) Неравномерность роста по годам обусловлена сильной зависимостью от конъюнктуры рынка пищевой продукции.
В основе экономики лежит агро-промышленный комплекс (АПК), создание которого началось еще в довоенный период с Адыгейского консервного комбината (п. Яблоновский Теучежский район). Крупные консервные предприятия отрасли были основой промышленности в нескольких районах республики (Теучежском, Красногвардейском, Майкопском), снижение спроса на их продукцию обусловил кризис этой подотрасли в 1990-е гг. (табл. 3). Более востребованным оказалось производство молочной продукции и мягких сыров в пригородной зоне Майкопа, сахара и растительного масла. Однако и в этих отраслях велика роль конъюнктурных факторов: в 2007 г. в республике был остановлен крупный сахарный завод, не выдержавший конкуренцию с соседними предприятиями Краснодарского края и выставленный на продажу владельцами - крупной неместной компанией. Еще одна традиционная отрасль специализации – лесная и деревообрабатывающая – так и не вышла из сильного спада. Отрасль базировалась на переработке местного сырья, которое быстро истощается, в том числе из-за незаконных рубок и вывоза ценных лиственных пород. Улучшилось положение небольших машиностроительных предприятий - Майкопского машиностроительного завода, редукторного завода "ЗАРЕМ", но они не делают "погоды" в экономике республики. Нефтяная промышленность, основанная в начале 20 века в Майкопском нефтегазоносном районе, играет незначительную роль в структуре промышленного производства. Среди новых объектов топливной инфраструктуры выделяется крупная база Лукойла в Тахтамукайском районе, созданная на путях транспортировки нефти к портам Черного моря. Наиболее значимая из местных ГЭС – построенная более полувека назад Майкопская - покрывает лишь пиковые нагрузки. Таблица 3. Структура промышленного производства Республики Адыгея, %
Единственный крупный промышленный центр республики с диверсифицированной экономикой — Майкоп, на него приходится 46% промышленного производства (в 1991 г. — 60%). Снижение доли столицы связано, во-первых, с сильным промышленным спадом: объем промышленного производства в Майкопе пока не выше трети от уровня 1991 г. Во-вторых, оно обусловлено развитием переработки пищевого сырья в других районах республики. Так, в 2005 г. более трети (35%) промышленного производства республики давал Гиагинский сахарный завод. Помимо Гиагинского района, заметным ростом пищевой отрасли отличался ближайший к Краснодару Тахтамукайский район. Сельское хозяйство — одна из основных отраслей специализации, но спад в нем не преодолен, объем производства составляет около половины от уровня 1990 г. Более жизнеспособна овощеводческо-зерновая зона Тахтамукайского и Теучежского районов, имеющих выход на крупные городские центры Краснодарского края. Главный козырь северо-востока республики, где преобладают зерновые и технические культуры — производства сахара. Там располагается крупный, хотя и довольно старый (пущен в 1958 г.), Гиагинский сахарный завод. Наибольшие проблемы в предгорном районе, где большее значение традиционно имело животноводство, относительно благополучна лишь пригородная зона вокруг Майкопа. Несмотря на близость к портовым комплексам и курортам черноморского побережья, ощутимого роста инвестиций в республике не произошло, она проигрывает конкуренцию за инвестиции не только своему соседу, Краснодарскому краю (почти в пять раз), но и подавляющему большинству регионов ЮФО (рис. 5). Пересчет инвестиций в постоянных ценах показывает, что объемы инвестиций в республике за последние пять лет не росли.
Важным индикатором инвестиционной активности, особенно для регионов с высокой долей теневой экономики, является ввод жилья – его не спрячешь. Однако и здесь есть лазейка – возможность не регистрировать ввод частного жилья (построенного населением), оставляя его формально в стадии так называемого "незавершенного строительства", что снижает статистические показатели. Для Адыгеи этот показатель удивительно низок и, более того, он сокращается! Адыгея выглядит аутсайдером на фоне всех остальных республик и опережает только Ингушетию (рис. 6). Вопрос только в том, можно ли этой статистике доверять.
Данные бюджетной статистики позволят более четко определить место Адыгеи. Республика относится к числу высокодотационных регионов страны, но все же опережает остальные республики Северного Кавказа по доле собственных доходов в доходах консолидированного бюджета (рис. 7). Вклад самой республики в доходы ее бюджета растет, хотя и не быстро – с 32 до 40-42% за пять лет.
Оценки экономического положения с помощью разных индикаторов весьма противоречивы, но в целом они показывают, что Адыгея не самая слаборазвитая среди республик ЮФО, однако ее промежуточное положение ближе к явным аутсайдерам (Ингушетии и Дагестану), чем к более развитым Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Занятость и рынок труда. Экономическая активность населения Адыгеи заметно ниже средней по стране – 60 и 65% соответственно. Это обусловлено традиционной для республик юга пониженной экономической активностью сельского населения (55%), занятого в личном подсобном хозяйстве, особенно это характерно для женщин. Точность оценок состояния рынка труда для регионов ЮФО относительна, статистический учет не охватывает всей неформальной занятости, самозанятости, многое досчитывается и дооценивается. В 2004 г. на крупных и средних предприятиях, по которым есть более-менее достоверная информация, работали немногим более половины (56%) от общей численности занятых. Велика неполная занятость, особенно в пищевой промышленности, имеющий высокий показатель сезонности. По данным статистики, основные сдвиги в структуре занятости в 1990-2000-х гг. произошли в материальном производстве и они были поэтапными. В период экономического спада 1990-х гг. почти вдвое сократилась занятость в промышленности – с 27% в 1991 г (данные статуправления Адыгеи) до 15% (табл. 4). Село же в кризисный период принимало мигрантов, и сокращение занятости в сельском хозяйстве началось только в 2000-е гг. – в агросектор пришли новые собственники, началась его адаптация к рыночным условиям с сокращением избыточной занятости. Для сельского населения этот процесс везде проходит болезненно, т.к. мобильность сельских жителей низка, а предложение альтернативных рабочих мест на селе минимально. Традиционный для переходного периода переток высвобождаемых работников в торговлю шел медленнее, чем в среднем по стране. Но следует учитывать, что статистические измерения не отражают масштабов неформальной занятости в торговле (открытые рынки, челночная торговля и др.). Перетока в сектор бюджетных услуг почти не происходило, т.к. в нем не было свободных рабочих мест. Стабилизирующая функция бюджетной занятости была оплачена федеральной помощью дотационной республике, но финансовые ресурсы расходовались неэффективно: в 1,5 раза выросла доля управленцев, и так заметно превышающая средний показатель по стране. Таблица 4. Изменения структуры занятых по отраслям экономики
По данным республиканской статистики, в 2004 г. на малых предприятиях, большая часть которых относится к лесной и пищевой отраслям, работало около 10% занятых, что близко к средней занятости в малом бизнесе по стране (11%). Около 2/3 легально занятых в малом бизнесе концентрируются в Майкопе и Майкопском районе. Очевидно, что эта статистика неполна. Еще с советского периода для республики было характерно “отходничество” на заработки в Центральную Россию и в соседние регионы, в первую очередь в Краснодарский край. Маятниковая трудовая миграция характерна для жителей Тахтамукайского района, вплотную примыкающего к городской границе г. Краснодара. Для жителей предгорной полосы подспорьем являются лесозаготовки, в том числе нелегальные, а также сезонное обслуживание отдыхающих, поток которых в Адыгею постепенно растет. Но все это не снижает проблемы дефицита рабочих мест в республике. Незначительное предложение рабочих мест – основной фактор стабильно высокого уровня безработицы, составляющей около 15% экономически активного населения, это более чем в два раза выше средней по стране (рис. 8). На фоне других республик ЮФО Адыгея выглядит далеко не худшей, в ней нет такого сильного демографическое давления на рынке труда, типичного для республик с более молодой возрастной структурой населения. Но это не снимает проблемы, без создания новых рабочих мест ситуацию улучшить невозможно. Зарегистрированная безработица в республике также вдвое выше средней по стране (4,9 и 2,5% соответственно в 2005 г.) и носит застойный характер, две трети безработных ищут работу более года. Но все же в отличие от экономических показателей, по состоянию рынка труда Адыгея все же менее проблемна, чем большинство республик ЮФО.
Социально-экономическое положение домохозяйств. Республика относится к слаборазвитым регионам с высокой долей сельского населения, поэтому среднедушевые доходы ее жителей одни из самых низких в ЮФО (рис. 9). В Дагестане и Карачаево-Черкесии негативные факторы те же самые, однако уровень доходов заметно выше, причем различия проявились в последний год-два. Объяснение этому, особенно для Дагестана – быстрый рост доходов населения благодаря значительному увеличению федеральных трансфертов (финансовой помощи). На Адыгею аналогичный «золотой дождь» не пролился… Темпы роста денежных доходов населения Адыгеи за 1998-2005 гг. были одними из самых низких в ЮФО – в 1,5 раз, хуже показатель только в Калмыкии (1,2 раза). Для сравнения, в Дагестане душевые доходы населения выросли за тот же период в 3,5 раза, в Ингушетии – в 2,7 раз, а в Краснодарском крае и Ростовской области – в 1,8-1,9 раз. Как следствие, уровень жизни населения Адыгеи все более отстает от соседних регионов.
В портретах регионов обычно сравниваются не сами душевые денежные доходы, а их отношение к прожиточному минимуму, т.е. покупательную способность доходов. Это делается для учета различий стоимости жизни в регионах страны. Но для республик ЮФО такое сравнение, скорее, запутывает оценку. Невозможно объяснить некоторые различия прожиточных минимумов, особенно дороговизну жизни в Ингушетии. Возможно, это относительно простой способ получать больше федеральных трансфертов… Дорожала жизнь и в Адыгее, прожиточный минимум рос быстрее, чем в других республиках, и теперь он выше, чем у соседей. Только понимая, чем обусловлена динамика доходов и каковы особенности расчета прожиточных минимумов в разных республиках, можно сравнивать, казалось бы, стандартное отношение доходов к прожиточному минимуму. Картина получается удивительная: взлет Дагестана, опередившего по Ставропольский край, соседствует со стагнацией покупательной способности доходов в Адыгее и странными скачками в Калмыкии. По данному индикатору Адыгея очевидно ближе к явным аутсайдерам - Ингушетии и Калмыкии – но не стоит забывать о быстром росте ее прожиточного минимума...
Статистика доходов в регионах ЮФО выглядит даже более виртуальной, чем статистика занятости, поэтому ограничимся только главными сюжетами. Доля заработной платы в доходах населения (включая скрытую заработную плату) составляет 61%, в среднем по стране она выше (67%). Различия заработной платы по отраслям экономики Адыгеи не вполне типичны (табл. 5). В сельском хозяйстве она составляет половину от средней по области, разрыв несколько мягче, чем в среднем по стране (40%), это обусловлено низким уровнем заработной платы в республике. Заработки в инфраструктурных отраслях выше, чем в промышленности, поскольку в республике преобладает низкооплачиваемая пищевая отрасль. Казалось бы, типичным является отставание на треть заработков в социальной сфере от средних по региону, то же самое характерно для всей страны. Но Адыгея – регион с низкими заработками, а в таких регионах социальная сфера обычно отстает не так сильно. Судя по всему, бюджетных средств на повышение заработной платы в социальных отраслях не хватает (или они не выделяются в нужных объемах). За 2000-2004 гг. межотраслевые различия сократились только за счет наиболее высокооплачиваемых сфер – финансов и управления. Несмотря на снижение отрыва, ситуация в Адыгее типична для слаборазвитых республик - заработная плата управленцев значительно выше средней по региону (в 1,8-1,5 раз). Таблица 5. Отношение средней заработной платы в отраслях экономики к средней по республике, %
В структуре денежных доходов повышена доля социальных выплат (23% при средней по РФ – 12,8, средней по ЮФО – 15), более высокий показатель имеет только Калмыкия (28,4%). Однако масштабные социальные трансферты не обеспечивают позитивной динамики сокращения бедности в Адыгее. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с течение последних лет держится на уровне 34-35%, хотя в среднем по стране она была вдвое ниже (16% в 2005 г.) и устойчиво сокращалась, как и в большинстве регионов ЮФО (рис. 11). По уровню бедности Адыгея не так сильно отличается от Краснодарского края, как по уровню доходов населения. Бедность в обоих регионах концентрируется в селе, а высокая доля сельского населения замедляет улучшение показателя. Только опережающий рост заработной платы сельских занятых позволит смягчить проблему бедности в аграрных регионах.
Социальная инфраструктура. По основным показателям обеспеченности базовыми социальными услугам республика занимает среднее положение между областями и краями ЮФО и менее развитыми республиками. Стандартные показатели обеспеченности услугами здравоохранения - местами в больницах и амбулаториях, средним медперсоналом – ненамного отстают от российских, в условиях высокой безработицы занятость в сфере здравоохранения престижна. Однако обеспеченность врачами заметно ниже и составляет 37 на 10 тыс. чел. (при среднероссийской — 49; и среднеокружной — 43). Социально-демографические показатели, отражающие состояние здоровья населения, противоречивы. С одной стороны, республика имеет относительно высокую по среднероссийским меркам ожидаемую продолжительность жизни (68,05 лет, при среднероссийской — 65,30), хотя на фоне других республик ЮФО это средний результат. В то же время в 1990-х гг. в республике сохранялся относительно высокий уровень младенческой смертности. В начале 2000-х гг. он резко снизился, достигнув уровня развитых регионов (11‰ в 2005 г.), однако сильные погодовые колебания (в 2004 г. - до 14‰) этого показателя свидетельствуют о проблемах в сфере здравоохранения. Кроме того, в Адыгее выше коэффициенты смертности от внешних причин (несчастные случаи, травмы, алкоголизм и др.) На них приходится более 11% смертей в трудоспособном возрасте. Адыгея, свыше 60% населения которой – славяне, заметно опережает другие республики по уровню смертности от внешних причин и близка к «русским» регионам ЮФО Система профессионального образования развита слабо, сказывается низкая урбанизированность и отсутствие крупного центра высшей школы, невысокий достаток населения и сильная конкуренция со стороны других образовательных центров Северного Кавказа. В республике четыре вуза, как и в начале 1990-х гг., при слабом развитии филиальной сети. За последние десять лет число студентов увеличилось в 2,1 раза (со 164 на 10 тыс. жителей в 1995 г. до 351 в 2005 г.), но республика отстает от среднего показателя и по ЮФО, и по стране в целом (соответственно, 408 и 495). Немногочисленная сеть начальных и средних профессиональных учебных заведений, созданных еще в советский период, сохранилась. Для общего образовании проблемой остается недостаток школ: несмотря на снижение численности детей, во вторую смену в школах республики занимается каждый пятый ученик (19%, в среднем по РФ - 15%). Обеспеченность жилфондом в Адыгее выше среднероссийской (соответственно 23 и 21 кв. м на человека), поскольку сельские жители имеют более просторные дома. Однако благоустройство жилфонда заметно ниже среднероссийского уровня (табл. 10), а в ЮФО более низкие показатели имеют только самые слаборазвитые регионы. Причина не только в сельском характере расселения: в соседнем Краснодарском крае, близком по условиям жизни, ситуация заметно лучше. Таблица 6. Оборудование жилищного фонда республики Адыгея в 2004 г.
Несмотря на пониженный уровень благоустройства, доля семей, получающих жилищные субсидии на оплату ЖКУ, несколько выше средней по стране (13,6% и 11,9% соответственно в 2005 г.). По охвату населения жилищными субсидиями Адыгея занимает промежуточное положение между республиками с высоким уровнем бедности (Дагестан – 30,9% общего числа семей) и «русскими» регионами. Приоритеты социальной политики в Адыгее можно оценить с помощью анализа бюджетных механизмов. Структура расходов консолидированного бюджета республики в наибольшей степени ориентирована на социальные цели по сравнению со всеми другими регионами ЮФО (рис. 12). Как правило, максимальная социальная ориентация бюджета - следствие недостатка бюджетных ресурсов, когда денег хватает только на самые необходимые расходы по выполнению обязательств государства. На фоне Чечни и Ингушетии, которые расходуют на социальные цели значительно меньшую долю своих бюджетов, политика властей республики Адыгея выглядит более ответственной.
Интегральные индексы. По индексу развития человеческого потенциала Адыгея находится в последнем десятке регионов (71 место в 2004 г.), заметно уступая свои соседям по рейтингу по уровню душевого ВРП, но опережая их по индексу долголетия. Примерно такие же позиции она занимает по индексу качества жизни (75 место в 2004 г.). По индексу инновативности (70 место) республика также относится к аутсайдерам с низкими показателями по всем компонентам. В рейтинге демократичности она занимает 73 место, опережая часть республик ЮФО.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|