|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионовСвердловская областьСоциальный портрет обновлен с использованием данных, характеризующих социально-экономическое развитие региона до 2010 гг. Социальные преимущества: наличие крупнейшего на Урале центра торговых услуг и высшей школы; повышенная экономическая активность населения; опережающий рост доходов населения в годы экономического подъема до одного из самых высоких в стране уровней; менее выраженные различия заработной платы по отраслям и муниципалитетам, значительная доля городов с заработной платой выше средней по области; низкий уровень бедности. Социальные проблемы: монопрофильность малых и средних городов, препятствующая их стабильному социально-экономическому развитию; депопуляция на большей части территории области за счет естественной убыли и миграционного оттока; пониженный уровень образования населения со смещением в сторону рабочих специальностей; крайне неблагоприятная обстановка с заболеваемостью социально значимыми болезнями (туберкулез, наркомания, ВИЧ); слаборазвитая социальная инфраструктура в подавляющем большинстве городов и районов; острые проблемы загрязнения окружающей среды во многих промышленных центрах.
Расселение. Свердловская область – один из крупнейших субъектов РФ по численности населения (4,3 млн человек) и масштабу индустриальной экономики. Освоение Среднего Урала началось в петровские времена и было изначально промышленным. Многие города, в том числе столица области Екатеринбург, основанный в 1723 г., выросли из поселков при заводах. Индустриальное развитие Урала переживало подъемы и спады: за ускоренным ростом экономики в XVIII – начале XIX вв. последовала депрессия конца XIX века, когда Урал стал проигрывать быстро растущему Донбассу, затем – мощная волна советской индустриализации, усилившая роль тяжелой промышленности в экономике, а в конце XX века – сильнейший кризис, восстановившись после которого область вновь оказалась под ударом экономического кризиса 2008-2009 гг. Под воздействием раннего индустриального освоения формировалась и система расселения. Свердловская область – один из наиболее урбанизированных регионов в стране, в городских поселениях проживает 84% ее населения. Екатеринбург, расположенный на пересечении широтной трассы в Сибирь и меридиональных дорог, стал главным центром Урала еще в XVIII века, а в конце 1960-х годов его население превысило миллион жителей. Сейчас это крупнейший город Урала с населением 1,39 млн человек (включая населенные пункты, подчиненные городской администрации), в нем сконцентрировано 32% всего населения Свердловской области. Среди остальных 46 городов только Нижний Тагил относится к крупным (361 тыс. чел.), еще в двух живет от 100 до 200 тыс. чел. (Каменск-Уральский, Первоуральск), в девяти – более 50 тыс. чел., а остальные 70% городов – малые, с населением менее 50 тыс. чел. Для городов области типична монопрофильность, 33 остаются городами при заводах, как и почти три десятка рабочих поселков (поселков городского типа) – еще одно наследие индустриализации. Раньше в области насчитывалось около сотни пгт, но в 2004 г. большинство из них были преобразованы в сельские поселения. В области несколько оборонных городов, бывших ЗАТО – Лесной, Новоуральск. В монопрофильных городах и поселках проживает более 40% городских жителей области, ставших «заложниками» ситуации на градообразующем предприятии. Темпы сокращения численности населения Свердловской области выше средних по стране (табл. 1). Все города, кроме областного центра, теряют население, особенно быстро – небольшие города, население которых наиболее постарело, а социально-экономическая ситуация, как правило, хуже. Еще быстрее сокращается численность сельского населения, большая часть его сосредоточена в более заселенной южной части области. Рост численности сельских жителей во второй половине 2000-х гг. обусловлен исключительно административно-территориальными преобразованиями – переводом многочисленных пгт в категорию сельских населенных пунктов. Таблица 1. Численность и динамика городского и сельского населения Свердловской области
** По ретроспективным расчетам Госкомстата (2001 г.) Особенностью области является четырехуровневая система управления, существующая с 1996 г.: региональные органы власти, 5 управленческих округов (без Екатеринбурга и его агломерации), объединяющих муниципальные органы местного самоуправления двух уровней. В соответствии с федеральным законом о реформе местного самоуправления (№131-ФЗ), чтобы избежать дробления на муниципальные поселения (если буквально следовать закону, их должно было быть около 600), власти области создали 68 городских округов, для которых законом не предусмотрено уровня поселений, и только 5 муниципальных районов, включающих несколько десятков муниципальных образований низового уровня – городских и сельских поселений. Демография. Демографические показатели Свердловской области, как и соседних областей Урала и Предуралья, близки к среднероссийским (рис. 1). Депопуляция началась на год раньше, чем в среднем по стране, но население Урала постарело не так сильно, поэтому в годы экономического подъема рост рождаемости был более явным, а уровень смертности остается не таким высоким, как в давно депопулирующих областях промышленного Центра (на рис. 1 для примера приведена Тульская область).
За средними данными по области скрываются значительные внутренние различия. При среднеобластном уровне смертности 14‰ в половине районов он достигает 17‰ и выше. В ряде районов (Ачитский и Шалинский на юге области, Туринский и Слободо-Туринский – на востоке) это отчасти компенсируется повышенной рождаемостью, но в наиболее демографически депрессивных Верхнесалдинском, Нижнесергинском, Тугулымском районах естественная убыль достигает 7-8‰ в год. Из 32 городов области, по которым публикуется статистика, быстрее других депопулируют старопромышленные малые и средние города преимущественно в центральной и западной частях области (Алапаевск, Верхняя Салда, Кировград, Красноуральск, Кушва, Нижняя Тура и др.). В более молодом по возрастной структуре Екатеринбурге уровень смертности заметно ниже среднеобластного значения, так же как и в молодом городе Заречный при Белоярской АЭС (11,9 и 10,6 на 1000 населения соответственно), в последние годы в этих городах наблюдается небольшой естественный прирост. Возрастная структура населения области близка к среднероссийской, однако постарение населения происходит быстрее. В целом по характеристикам возрастного состава населения Свердловская область схожа с другими «несеверными» регионами Уральского федерального округа (табл. 2). Таблица 2. Возрастная структура населения регионов Уральского ФО в 2003 и 2011 гг. (на 01.01.2011 г. с учетом итогов ВПН-2010)
До середины 2000-х гг. естественное движение населения вносило основной вклад в изменение численности населения региона, роль миграций была минимальна. Во второй половине 2000-х гг. миграционный приток в Свердловскую область вырос до 13-20 человек на 10 тыс. населения и почти полностью восполнял естественную убыль населения. Однако привлекательными для мигрантов являются только областной центр и несколько средних промышленных городов в пределах его агломерации (Березовский, Верхняя Пышма, Ревда, Первоуральск) с более устойчивым экономическим положением ведущих предприятий, повышенным уровнем оплаты труда. В большинстве же районов (20 из 30) и в 1/3 городов, по которым публикуется статистика, численность населения продолжает сокращаться под однонаправленным действием естественной убыли и миграционного оттока. В остальных регионах Урала (без добавленной к федеральному округу Тюменской области, расположенной в Сибири) миграционная ситуация хуже: в Челябинской области приток мигрантов в 2005-2010 гг. был незначительным, а из Курганской области, так же как и из соседнего Пермского края, исторически относящегося к Уралу, продолжается устойчивый отток населения. Фактически весь Урал, кроме крупнейших городов-миллионников, теряет привлекательность для жителей. Как и все регионы Поволжья и Урала, Свердловская область отличается более этнически смешанным населением по сравнению с мононациональными областями Центральной России. В этнической структуре доминируют русские (90,6% по переписи 2010 г.), вторым по численности этносом являются татары (3,5%), на юго-западе проживают башкиры (0,8%). Экономика. Свердловская область – один из крупнейших индустриальных регионов страны, в докризисном 2007 г. на ее долю приходилось 2,9% суммарного валового регионального продукта (ВРП), по объему ВРП она занимала 5-е место в стране, уступая только федеральным городам, Московской и Тюменской области (с автономными округами). Показатель ВРП на душу населения Свердловской области, в которой живет 4,3 млн человек, на этапе экономического роста приблизился к среднему по стране (98% с корректировкой на стоимость жизни в регионе). Однако кризис конца 2000-х годов сильно ударил по индустриальной экономике региона, объем ВРП в 2009 г. снизился на 11,6% к уровню предыдущего года – это один из сильнейших спадов в регионах России. Основа экономики области – промышленность, в период экономического подъема 2000-х на нее приходилось до 40% ВРП, из них более 33% ВРП давали обрабатывающие производства (в среднем по регионам России – 34 и 20%, соответственно). По стоимостному объему промышленного производства область уступает только Московской агломерации и Ханты-Мансийскому АО. Исторически сложившаяся специализация на тяжелой и оборонной промышленности оказалась нелегкой ношей в переходный период 1990-х гг. Спад в Свердловской области был сильнее среднего по стране, как и в соседней Челябинской области, промышленное производство к 1998 г. сократилось до 35% от уровня 1990 г. (рис. 2). Два самых крупных региона Урала схожи и по динамике выхода из кризиса: темпы роста промышленного производства в них были близкими к средним по стране, что не позволяло догнать другие промышленно развитые регионы России, на которые кризис 1990-х не оказал столь разрушительного воздействия.
Факторы роста были разными. В первые годы шел восстановительный рост, в 2000 г. ВРП вырос на 12%, быстрее всего росло машиностроение (на 41%). Затем основным фактором стала благоприятная конъюнктура цен в экспортных отраслях, прежде всего в металлургии. Уже к середине 2000-х гг. по многим видам продукции область приблизилась, а по некоторым и превысила объемы производства 1990 г. (чугун, сталь, готовый прокат, стальные трубы, черновая медь, грузовые вагоны), а производство рафинированной меди (1-е место в России) и первичного алюминия (4-5-е место) перекрыло этот уровень. Несмотря на ускоренный рост экспортных отраслей, максимальный уровень восстановления промышленного производства Свердловской области в 2007 г. не достиг среднего по стране (75 и 82% от уровня 1990 г. соответственно). Многие отрасли, прежде всего оборонный комплекс, который был «лицом» экономики области в советский период, не смогли адаптироваться к рынку. В отраслевой структуре промышленности уменьшилась доля отраслей ВПК, и значительно выросла доля металлургии. В настоящее время в ней производится более половины стоимости продукции всех обрабатывающих производств региона (табл. 3). Предприятия Свердловской области обеспечивают более 15% всей металлургической продукции страны (в стоимостных показателях). Однако, став менее «военизированной», область осталась экологически «грязной». Сильнейшее загрязнение Урала существует с советских времен, и эта проблема далека от решения. Свердловская область, как и другие регионы с металлургической специализацией, одна из первых пострадала от падения цен на мировом рынке на экспортируемую продукцию и снижения спроса на нее во время экономического кризиса 2008-2009 гг. Темпы спада промышленного производства в конце 2008 – начале 2009 г. достигали -30% (в помесячной динамике). В целом по итогам 2009 г. промышленное производство сократилось на 18% от уровня 2008 г. В течение 2010-2011 гг. шло восстановление производства, но докризисный уровень так и не был достигнут. Таблица 3. Структура объема отгруженной продукции (выполненных работ, услуг) по ВЭД "Обрабатывающие производства" в 2010 г., %
С середины 1990-х гг. ведущие предприятия Свердловской области, прежде всего металлургические, перешли в собственность крупных бизнес-групп. К названиям многих монопрофильных городов теперь можно добавить логотип компании, владеющей основным производством. Нижний Тагил и Качканар – зона влияния «ЕвразХолдинга», владеющего металлургическим и горно-обогатительными комбинатами; металлургические предприятия Верхней Пышмы, Серова, Кировграда, Ревды и Красноуральска принадлежат Уральской горно-металлургической компании (УГМК); Каменск-Уральский, Краснотурьинск, Североуральск – зона влияния РУСАЛа. В г. Каменск-Уральский также базируется Трубная металлургическая компания, она же владеет основным предприятием г. Полевского – Северским трубным заводом. Верхняя Салда – город при крупнейшем в стране заводе по производству титана (ВСМПО) и т.д. При таком разделе городов по зонам влияния крупных компаний политика последних неизбежно становится не только производственной, но и социальной. На ведущие индустриальные центры Свердловской области приходится 87% производства обрабатывающей промышленности области (рис. 3-а). За исключением Екатеринбурга, все это центры черной и цветной металлургии. Вклад региональной столицы в объем инвестиций в основной капитал гораздо более весом (рис. 3-б), здесь средства в основном вкладываются не в промышленность, а в жилищное строительство и сектор услуг. Помимо металлургических центров, инвестиции идут также в г. Заречный, где продолжается строительство четвертого энергоблока на Белоярской АЭС.
Свердловская область расположена в неблагоприятных климатических условиях, поэтому сельское хозяйство играет подчиненную роль в экономике, частично обеспечивая население молоком, мясом и картофелем. Агросектор дотируется из регионального бюджета. Пищевая промышленность развивается успешнее благодаря наличию большого рынка сбыта в городе с населением более миллиона человек, по объемам производства цельномолочной и мясной продукции область занимает 5-6-е место в стране. На примере Екатеринбурга особенно заметна структурная трансформация экономики крупнейших городов страны, долгое время развивавшихся по индустриальному пути. В советское время город был одним из важнейших центров тяжелого и оборонного машиностроения (заводы "Уралмаш", "Уралхиммаш" и др.). В переходный период 1990-х гг. крупнейшие заводы, определявшие лицо города, резко сократили объемы производства и теперь занимают более скромную экономическую нишу. Екатеринбург постепенно превращается в ведущий центр услуг Урала, он давно уже сформировался как крупный центр высшего образования, науки и культуры, а в последние годы стал одним из крупнейших торговых центров среди городов-миллионеров Поволжья и Урала (рис. 4), а не только самой Свердловской области, где на его долю приходится 2/3 оборота розничной торговли. С середины 2000-х гг. темпы роста потребительского рынка области опережают среднероссийские, быстро развиваются региональные торговые сети, которые проникли и в соседние Челябинскую и Курганскую области.
Занятость и рынок труда. Свердловская область имеет большой рынок труда (численность ее экономически активного населения превышает 2,3 млн чел.) и отличается повышенным уровнем экономической активности (69% населения в возрасте 15-72 лет), что типично для высокоурбанизированных индустриальных территорий. За 1990-е гг. наиболее резко – на треть – сократилась численность занятых в промышленности, в то время как общая численность занятых в экономике снизилась только на 15%. В целом сдвиги в отраслевой структуре занятых были такими же, как и других регионах: на фоне сокращения занятости в промышленности более чем вдвое выросла доля занятых в торговле, повысилась занятость в бюджетных отраслях. На протяжении 2000-х гг. эти тенденции сохранились, в результате доля занятых в сфере торговли и других рыночных услуг стала сопоставима с долей занятых в промышленности (табл. 4). Таблица 4. Распределение занятых по видам экономической деятельности, %
Несмотря на трансформации, структура занятости в Свердловской области остается более индустриальной по сравнению со среднероссийской, это ее главная особенность. Различия даже усилились: если в 1990 г. доля занятых в промышленности региона превышала среднероссийскую на треть, то в 2010 г. – на 40%. Это означает, что темпы сокращения занятости в промышленности на сверхиндустриальном Урале были ниже средних по стране. Те же тенденции характерны и для соседней Челябинской области, а в округах Тюменской области промышленная занятость даже выросла. Вслед за концентрацией экономики в регионах добычи и переработки экспортных ресурсов происходит и концентрация индустриальной занятости в таких регионах. Сохранившееся преобладание индустриальной занятости объясняется структурой экономики и унаследованными особенностями развития, в частности, принадлежностью области к числу так называемых старопромышленных регионов, в которых индустриальная экономика сформировалась еще в XIX веке. До сих пор такие регионы отличаются повышенной занятостью в промышленности: Свердловская область (28%) сопоставима с Пермским краем (26%), Челябинской областью (27%), Владимирской и Ивановской областями (29-30%). Промышленный «флюс» отчасти связан с преобладанием монопрофильных городов, где возможностей альтернативной занятости немного, и с привычными моделями поведения на рынке труда – если три-четыре поколения семьи трудились на заводе, то и следующее настроено на такую работу. Металлургическая специализация экономики области определяет еще одну особенность занятости – высокую долю работающих во вредных и опасных условиях труда, которая продолжает расти. В обрабатывающей промышленности области во вредных условиях труда работают 38% занятых, еще почти 15% заняты на тяжелых работах, что выше среднероссийских показателей (29,6 и 9,1% соответственно). Благодаря ускоренному развитию Екатеринбурга как центра торговли и услуг, занятость в малом бизнесе во второй половине 2000-х гг. превысила средние показатели по стране. В целом по области на малых предприятиях (без внешних совместителей) занято более 18% от всей численности занятых (в РФ – 15%). Официальная статистика не дает возможности оценить ситуацию по городам области, хотя вполне очевидно, что структурное перераспределение избыточной промышленной занятости в сектор услуг в Екатеринбурге шло быстрее. В монопрофильных городах занятые оказались «привязанными» к градообразующему предприятию, даже если оно едва держалось на плаву, потому что возможности занятости в малом бизнесе ограничивалась более низким платежеспособным спросом населения. Почти весь период экономического роста 2000-х гг. уровень безработицы в области был немного ниже среднего по стране. Из соседних регионов со схожей экспортной экономикой примерно такие же показатели имеет Пермский край (рис. 5). Лучшая динамика уровня безработицы в Челябинской области – это следствие большей металлургической моноспециализации региона, с одной стороны, и лучших возможностей для самозанятости населения в сельском хозяйстве – с другой. Показатели зарегистрированной безработицы в Свердловской области до экономического кризиса конца 2000-х гг. также были ниже среднероссийских (1,2 и 2,1% в 2007 г. соответственно).
Внутрирегиональные различия на рынке труда Свердловской области определяют несколько факторов. С одной стороны, в области среди занятых высока доля жителей миллионного областного центра, где рынок труда диверсифицирован, и второго промышленного центра – Нижнего Тагила, оба они отличаются минимальной безработицей. С другой стороны, в области множество монопрофильных городов, рынок труда которых сильно уязвим в случае кризисов в отрасли специализации. Крупные компании, которые уже во второй половине 1990-х гг. получили контроль над ведущими предприятиями моногородов, начали модернизацию производства, но политику оптимизации занятости проводили осторожно, понимая, что высвобождаемым работникам просто некуда идти. Можно назвать это социальной ответственностью бизнеса, можно – рациональной политикой смягчения социальной напряженности в месте локализации основного производства. Для сравнения, нефтяным компаниям Тюменской области не удалось избежать значительного роста безработицы при оптимизации занятости, но они и не ставили такой задачи в регионе, заселенном недавними мигрантами. В отличие от тюменских округов, население монопрофильных городов Урала немобильно, несколько поколений семей работали на одном заводе, поэтому значительное сокращение занятости могло обернуться социальным взрывом. Кроме того, более проблемная ситуация с безработицей сложилась в восточных и северных районах Свердловской области, где «хорошие» рабочие места сосредоточены в Серовско-Североуральском промышленном узле, а на остальной территории преобладают депрессивные сельско- и лесохозяйственные поселки. Наиболее ярко уязвимость рынка труда многочисленных промышленных городов Свердловской области продемонстрировал резкий рост зарегистрированной безработицы: с 1,6% в 2008 г. до 3,9% в 2009 г. В наихудшем положении оказались города и районы, в которых нет крупных производств, с преобладанием занятых в машиностроительной, лесной, легкой и пищевой отраслях (Ирбитский, Алапаевский, Артемовский районы и их центры) (рис. 6). В центрах черной и цветной металлургии, несмотря на кризис ведущих производств, рост зарегистрированной безработицы был умереннее: крупные предприятия чаще использовали для снижения издержек другую стратегию – вводили режим неполной занятости, отправляли рабочих в вынужденные отпуска, участвовали в организации общественных и временных работ. Таким образом, часть фактической безработицы (до 9% всех занятых в 1-м квартале 2009 г.) была переведена в скрытый режим.
Социально-экономическое положение домохозяйств. Уровень жизни населения Свердловской области за годы экономического роста повысился очень существенно. Реальные денежные доходы населения за 1999-2007 гг. выросли втрое благодаря опережающему росту заработков в ведущих отраслях, прежде всего в металлургии, повышению оплаты труда на предприятиях оборонного машиностроения. По темпам роста доходов область лидирует не только в Уральском ФО, но и среди всех относительно развитых регионов России. По соотношению душевых денежных доходов и прожиточного минимума в 2010 г. область заняла 6-е место среди субъектов РФ, хотя до начала 2000-х гг. уровень доходов ее населения был не выше, чем у большинства более развитых регионов (рис. 7). Закрепившись в группе регионов с относительно высокими доходами населения, Свердловская область значительно отстает только от Москвы, Санкт-Петербурга, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Помимо лучшей динамики доходов, область отличается менее резким неравенством заработной платы в отраслевом и в территориальном разрезах. По большинству видов экономической деятельности диспропорции ненамного меньше среднероссийских (табл. 5), но заработки в сельском хозяйстве ближе к средним по области по сравнению со среднероссийскими различиями. «Подтягивание» отрасли с самой низкой оплатой труда крайне важно, ведь именно она, наряду с бюджетной сферой, вносит основной вклад в формирование бедности среди занятого населения. Гендерное неравенство в заработной плате меньше, чем в среднем по стране, заработная плата женщин составляет 67-69% мужской. В регионах с высокой долей занятых в отраслях тяжелой промышленности (металлургия, добывающие отрасли), неравенство обычно сильнее, но на Урале в этих «мужских» отраслях работает немало женщин, в основном на вспомогательных производствах. Таблица 5. Средняя заработная плата по видам экономической деятельности к средней по области (стране), %
Наиболее специфична картина внутрирегиональных различий в заработной плате. По городам области в 2008 г. они были двукратными, что не так много на фоне других регионов экспортной экономики. Различия заработной платы по муниципалитетам области не похожи на типичное для России сильное центро-периферийное неравенство. Дело в том, что промышленные предприятия с более высокими заработками рассредоточены по многим городам области, поэтому в трети из тех 25 городов, по которым публикуются данные, заработки выше или равны среднеобластным (рис. 8). Не так сильно отстает по заработной плате и большая часть административных районов. Почти все они урбанизированы, а входящие в их состав небольшие города – не типичные для Центральной России местные центры с низкооплачиваемой «бюджетной» занятостью, а старопромышленные города-заводы. Далеко не все предприятия в таких городах твердо стоят на ногах, но заработки все равно выше, чем в бюджетной сфере. В результате средний уровень заработной платы в подавляющем большинстве районов составляет от 60 до 88% от среднеобластного, за исключением нескольких наиболее проблемных (Красноуфимский, Байкаловский, Гаринский). В Верхнесалдинском районе, где расположен титано-магниевый комбинат (ВСМПО), почти полностью работающий на экспорт, заработная плата равна среднеобластной.
В Свердловской области менее заметна типичная для большинства регионов страны пространственная поляризация – опережающий рост заработной платы в сильных муниципалитетах и нарастающее отставание слабых. Хотя заработки в областном центре за 2005-2008 гг. значительно выросли относительно средних по области, в большинстве городов соотношение почти не изменилось, в том числе и в экономически слабых, а во многих районах области относительный уровень оплаты труда даже увеличился. Такой эффект достигается только при значительных объемах бюджетного перераспределения в пользу слабых. Заработки в промышленных городах экспортной экономики менялись в зависимости от экономической конъюнктуры и политики компаний: в большинстве городов черной металлургии (Первоуральск, Полевской, Нижний Тагил, Березовский) они повышались относительно средних по области или как минимум оставались на прежнем уровне, так же как и в городах медной промышленности (Верхняя Пышма, Ревда, Красноуральск), а в городах, связанных с алюминиевым производством, особенно северных, исходные преимущества уменьшались. Сглаженные внутрирегиональные и межотраслевые различия в заработках, тем не менее, не позволили избежать усиления доходного неравенства населения – типичной черты российских регионов с преобладанием экспортно-ориентированной экономики: коэффициент фондов (соотношение среднего уровня денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) в Свердловской области больше среднероссийского – 18,5 и 16,9 раз соответственно в 2008 г. (в кризисном 2009 г. неравенство уменьшилось до 17,9 раз – в кризис в первую очередь пострадали доходы относительно высокооплачиваемых работников). Быстрый рост доходов населения позитивно отразился на динамике уровня бедности. На протяжении всего периода экономического подъема он сокращался быстрее, чем в других относительно развитых регионах страны (рис. 9). Конечно, Свердловская область не может сравниться с нефтегазодобывающими тюменскими округами, где доходы населения намного выше, как и объемы бюджетного перераспределения, позволяющие снизить бедность, но она опередила остальные регионы лидирующей группы и даже федеральную столицу. Особенно значительным было сокращение бедности в 2002-2005 гг., оно тесно коррелирует с динамикой экономического роста в области. Такая взаимосвязь показывает, что из бедности в первую очередь выводилось работающее население, а основным механизмом был рост заработной платы. В результате бедность все более концентрируется в социально уязвимых группах населения, и для борьбы с ней нужны другие механизмы – социальная защита и адресная перераспределительная политика.
О социальной политике в Свердловской области следует сказать особо, настолько ярко она воспроизводит типичные для многих «богатых» регионов черты прошлого. В области всячески стимулируется «социальная ответственность» бизнеса, которая очень похожа на шефскую помощь советских лет, особенно в монопрофильных городах. Это не только помощь ветеранам и детям, но и ремонт объектов социальной и/или коммунальной инфраструктуры, финансирование многочисленных культурных мероприятий и т.д. Кроме того, в области в дополнение к федеральным действуют несколько региональных законов о социальной поддержке, в основном они ориентированы на категориальный принцип, причем перечень категорий весьма широк, в то время как актуальность задачи перехода к адресной помощи нарастает. В период экономического кризиса расходы на социальную поддержку населения в области росли опережающими темпами (при том, что доходы регионального бюджета в реальном выражении сократились на 15%). В результате доля этих затрат в консолидированном региональном бюджете за 2008-2010 гг. выросла с 11 до 20%. Социальная сфера. Как правило, в индустриальных регионах, к числу которых относится Свердловская область, структура населения по уровню образования сильнее смещена в сторону среднего профессионального при пониженной доле имеющих высшее. В Свердловской области образование занятого населения смещено еще дальше вниз – в сторону начального профессионального образования, т.е. рабочих специальностей, и даже в сторону занятых без специального образования (рис. 10). Это смещение воспроизводится и в гендерном разрезе, особенно для мужчин, и в территориальном – в городах и в сельской местности. Худшая структура образования занятых есть следствие доминирования тяжелой и добывающей промышленности в течение многих десятилетий. При такой специализации экономики наиболее востребованы рабочие специальности. Социальные последствия худшей структуры образования – более низкое качество населения, пониженная мобильность и адаптивность, проблемы асоциального поведения.
Насколько современные образовательные процессы меняют исторически сложившуюся структуру? «Профиль» образования детей и молодежи Свердловской области схож с другими индустриальными и урбанизированными регионами страны и отчасти – с соседней Челябинской областью (табл. 6). Для индустриальных регионов типичен высокий охват детей дошкольным воспитанием: в советское время доля детей, посещающих дошкольные учреждения, достигала в Свердловской области 80%, к 2000-м годам она снизилась на четверть, но все равно превышает среднероссийский показатель. Со снижением рождаемости в высокоурбанизированной области проблема обеспеченности школами становилась все менее значимой, доля школьников, обучающихся во вторую смену быстро снижалась. Однако через несколько лет она может вновь обостриться, когда в школу пойдет микропоколение детей, родившихся в период современного «всплеска» рождаемости. Охват начальным профессиональным образованием практически выровнялся со средним по стране: несмотря на возросшую востребованность рабочих профессий, перевешивает социальный престиж более высокого уровня образования. Унаследованный от советских лет более высокий охват средним профессиональным образованием рос до середины 2000-х гг. почти в три раза быстрее среднероссийских темпов, число учащихся по сравнению с 1990 г. выросло на 37%: при неразвитости высшей школы во многих промышленных городах области, ссузы играли компенсирующую роль. Однако в последние годы с развитием филиальной сети высших учебных заведений в небольших городах охват молодежи средним специальным образованием снижается. Таблица 6. Основные показатели образования детей и молодежи.
Екатеринбург был и остается ведущим центром высшей школы на Урале, хотя стандартные показатели числа студентов вузов на 10 000 населения в Свердловской области ниже среднероссийских (табл. 6). По этому показателю область с советских лет значительно отстает от Томской и Новосибирской областей, столицы которых – ведущие центры высшей школы Сибири. Одна из причин отставания кроется в системе расселения: в Екатеринбурге живет только треть населения области, а в Новосибирске – половина, при этом в многочисленных промышленных городах Урала высшее образование развито слабо, даже во втором по численности населения городе области Нижнем Тагиле. Еще одна причина – выбранные вузами стратегии развития. Вузы Екатеринбурга, вслед с вузами федеральных городов, усилили образовательную экспансию в наиболее платежеспособный субъект Уральского округа – Ханты-Мансийский АО, где численность учащихся выросла почти в 13 раз. Сеть вузов и их филиалов в «родной» Свердловской области также развивалась (число филиалов в области в 2010 г. достигло 54, из них треть – негосударственные), но темпы роста числа учащихся не отличались от средних по стране, в соседней Челябинской области они были выше. В Свердловской области негосударственное высшее образование получило достаточно широкое распространение, но только по количеству учебных заведений – 13 из 32 вузов области, в то время как доля учащихся в них (16%) близка к среднероссийской. По характеру адаптации высшей школы к рыночным условиям Свердловская область похожа на урбанизированную и индустриальную Самарскую область. Для обеих характерна более широкая сеть негосударственных вузов, повышенный уровень платности обучения, но без форсированного роста численности студентов, как это происходит в регионах с менее развитой высшей школой. Екатеринбург сохранил статусные позиции ведущего центра высшей школы Урала, но в промышленных городах Свердловской области, особенно средних и малых, сохраняется худшая доступность высшего образования и нередко меньший спрос на него, т.к. ценность образования в семьях, где родители его не имеют, ниже и для детей. В целом профиль образования молодого поколения постепенно улучшается, но с разной скоростью в областном центре и других городах. Еще одна проблема качества населения – неблагополучное состояние здоровья. Худшие показатели обусловлены не только сильным загрязнением окружающей среды, но и пониженным уровнем образования жителей, влияющим на образ жизни, а, следовательно, на здоровье и долголетие. Во второй половине 2000-х гг. Свердловская область в целом преодолела отставание по ожидаемой продолжительности жизни населения от среднероссийской (табл. 7). Отчасти этому способствовали наращивание бюджетного финансирования здравоохранения в 2005-2007 гг., инвестиции в развитие первичной медицинской помощи в небольших городах и на селе. Однако для мужчин, особенно сельских, проблема пониженного долголетия все еще остается актуальной. Одна из основных причин – проблемы алкоголизма и маргинализации, приводящие к сверхсмертности в трудоспособном возрасте. Еще один индикатор маргинализации – очень высокие показатели заболеваемости активным туберкулезом (на 41% выше средней по стране, в абсолютных цифрах в области проживает максимальное по стране число больных туберкулезом) и смертности от него (на 17%), при этом, судя по статическим данным, об улучшении ситуации говорить не приходится. Кроме того, Свердловская область – один из наиболее проблемных регионов страны по распространению наркомании и численности ВИЧ/СПИД инфицированных (почти 1,2% населения). Таблица 7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
Показатели младенческой и материнской смертности сильнее зависят от уровня развития здравоохранения в регионе, в Свердловской области они относительно благополучны на фоне среднероссийских значений и соседних регионов. По обеспеченности медицинскими услугами область занимает среднее положение, за исключением несколько худшей обеспеченности врачами (45,7 на 10 000 населения). Однако квалифицированная медицинская помощь централизована в Екатеринбурге (83,4 врача на 10 000 населения), в большинстве остальных городов области обеспеченность врачами в 1,5-3 раза ниже, даже во втором по численности населения городе Нижнем Тагиле. С учетом обширной территории области доступность врачебной помощи в удаленных городах явно недостаточна. В сельской местности ситуация еще хуже, и для решения проблемы доступности введена система общих врачебных практик, которая в перспективе должна охватить всё сельское население области. Свердловская область длительное время отставала от многих относительно развитых Урало-Поволжских регионов по вводу жилья (рис. 11). Ускоренный рост доходов населения способствовал быстрому развитию жилищного строительства, но среднероссийский уровень был достигнут только после кризиса 2008-2009 гг. Жилищное строительство концентрируется в Екатеринбурге (более половины областного ввода) и его агломерации (Березовский, Верхняя Пышма), в совокупности на эти три города приходится почти две трети ввода жилья и только треть жителей. В то же время Нижний Тагил существенно отстает по жилищному строительству – экологические и социальные проблемы города снижают его привлекательность как места проживания.
Показатели жилищных условий – как обеспеченности жильем, так и благоустройства жилищного фонда – близки к среднероссийским. Наиболее проблемны средние и малые города, особенно Ивдель (водопроводом обеспечено менее 50% жилищного фонда), Алапаевск (54%) и Нижняя Салда (58%). Для сельского жилищного фонда основная проблема – слабая газификация, ее уровень значительно ниже среднероссийского (44% и 74% соответственно). В области уже 15 лет реализуются программы газификации, но на начало 2011 г. доля сельских населенных пунктов, к которым подведен природный газ, составляла только 15%. Отставание в благоустройстве еще раз говорит о запущенности уральского села. В целом анализ межрегиональных и внутренних различий показывает несколько трендов развития Свердловской области. Ее областной центр постепенно наращивает функции крупного межрегионального центра торговли, в нем строятся целые кварталы элитного жилья на месте старых деревянных домов, город концентрирует статусные услуги образования и здравоохранения, хотя по внешнему облику еще во многом остается «индустриальной столицей Урала». Большинство остальных городов – монопрофильные города-заводы, они разделены между крупными компаниями, «выплавляют и куют» металл, трубы, вагоны, обеспечивая быстрый рост доходов населения в последние годы, но перспективы стать полноценными городами с устойчивой экономикой и развитыми услугами для них не улучшились. И, наконец, стагнирующие малые города без ресурсов развития и деградирующая сельская местность, их малоподвижное население имеет низкие доходы и живет в самых худших условиях. Такое разделение существует по всей стране, но на Урале эти три группы сопоставимы по численности и поэтому наиболее зримы. Интегральные индексы иллюстрируют улучшение тенденций развития области, сложившихся благодаря реализации выгод от экономического подъема 2000-х гг. Если в 2004 г. по индексу развития человеческого потенциала область занимала 22-е место в рейтинге регионов, то в 2006 г. она поднялась уже на 11-е место благодаря существенному улучшению показателей долголетия и быстрому росту ВРП. Индекс качества жизни в середине 2000-х гг. также был достаточно высоким (7-е место) за счет повышенных душевых денежных доходов населения и пониженных значений уровня бедности и безработицы. По индексу инновативности область занимала одну из лидирующих позиций (5-е место) благодаря потенциалу областного центра. По экспертной оценке индекса демократичности в течение десятилетия 1991-2001 гг. Свердловская область была вторым регионом в России по степени демократизации политического процесса, в 2000-2004 г. область стала лидером среди регионов РФ, опередив Санкт-Петербург.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|