 |
Грантовая программа в регионах
|
 |
|
|
|
 |
|
 |
|
<%Language="VBScript"
Response.Write " "
%>
|
|
<%Language="VBScript"
Response.Write "версия для печати"
%>
|
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов
Республика Калмыкия
Социальные преимущества: сохранение небольшого естественного прироста населения, более высокое долголетие по сравнению со среднероссийским, значительное снижение младенческой смертности и повышенная обеспеченность кадрами в здравоохранении, значительные расходы бюджета на развитие культуры. Социальные проблемы: слаборазвитость экономики, неустойчивая динамика доходов и высокая дотационность бюджета; доминирование «бюджетной» и неформальной занятости, устойчиво высокая безработица из-за минимального числа новых рабочих мест и входа на рынок труда многочисленной когорты молодежи; низкие и стагнирующие доходы населения при очень высоком и растущем уровне бедности; устойчивый миграционный отток, значительно перекрывающий естественный прирост; слаборазвитая инфраструктура и дефицит воды в большинстве населенных пунктов; деградация межселенного общественного транспорта; межэтническая напряженность в некоторых районах концентрации мигрантов из республик Северного Кавказа.
 |
Заселение Нижнего Поволжья калмыками началось в первой половине XVII в. Они выполняли важную для России задачу охраны юго-восточных рубежей, получив взамен относительную свободу в делах внутреннего управления. Благодаря связям с Тибетом среди калмыков утвердился буддизм, сыгравший важную этнокосолидирующую роль. После упразднения Калмыцкого ханства и ухода в 1771 г. большей части этноса в Джунгарию оставшиеся калмыки перемещаются на правобережье Волги. Начинается более тесное соприкосновение с русско-украинской земледельческой культурой, усиливаются попытки перевода калмыков к оседлому образу жизни. В XIX в. происходит крестьянская земледельческая колонизация этой территории, она направлялась правительством и осуществлялась за счет отчуждения земель вдоль Волги и основных дорог, с последующим переселением туда крестьян из малоземельных центральных губерний страны, а также калмыков, перешедших на оседлость.
После реформы 1861 г. и укрепления позиций России на Кавказе на эти земли устремляется новый поток переселенцев из центральных губерний, что еще более усиливает этническую и хозяйственную чересполосицу в расселении. Наиболее ярко она была выражена вдоль западных и юго-восточных границ, вдоль основных трактов, в окрестностях торговых и ярмарочных поселений. Дополнительным фактором, дифференцирующим разные хозяйственно-культурные уклады, было сохранение рудиментов родовой структуры, традиционалистских форм самоуправления у калмыков.
В советский период Калмыкия была выделена в автономную область, а в 1935 г. преобразована в республику. Одна из трудностей, возникших при проведении и уточнении ее границ в 1920-1930-х гг., — учет чересполосного расселения, возникшего в ходе земледельческой колонизации XIX в. Ряд наиболее освоенных территорий были переданы в Ставропольский край, а основная экономическая ось Калмыкии оказалась “прижата” к ее западной границе. Изрезанность границ современных Городовиковский и Яшалтинский районов связана со стремлением оконтурить относительно небольшую долю титульного этноса в зоне интенсивной земледельческой колонизации.
После депортации калмыцкого народа в 1943 г. вплоть до 1957 г. территория республики была разделена между соседними регионами, превратившись в их периферию. В современных границах она оформилась в 1956 г., после возвращения депортированных калмыков и восстановления автономии. При этом республика утратила несколько сравнительно развитых экономических ареалов: Астраханской области была передана большая часть приволжских Лиманского и Долбанского улусов, в черту Астраханского горсовета был включен поселок Калмыцкий Базар (Приволжье) - «восточные ворота» республики. В этом приволжском поселке начиналась трасса на Элисту и проводилась регулярная скотоводческая ярмарка.
В 1960-е гг. на северо-востоке республики, в зоне Сарпинских озер, началось развитие рисосеяния и овощеводства. Почти на голом месте была создана сеть молодых поселков и крупных растениеводческих сельхозпредприятий. Для развития юго-западных земледельческих районов в поселке Башанта был построен крупный консервный комбинат, ныне недействующий, а сам поселок получил статус города и был переименован в честь героя гражданской войны О.И.Городовикова, близкого родственника руководителя республики 1960-80-х годов.
Расселение. При небольшой численности населения (288,7 тыс. человек на начало 2006 г.) Калмыкия занимает значительную территорию, поэтому плотность населения очень низка - менее 4 чел. на кв. км, что существенно удорожает содержание социальной инфраструктуры. Население республики размещено неравномерно. Основная ось расселения смещена к западной границе, более 60% населения сконцентрировано вдоль трассы Волгоград–Ставрополь, пролегающей по кромке возвышенности Ергени, в зоне с относительно благоприятными для Калмыкии условиями увлажнения.
Слабая заселенность Калмыкии нетипична для юга, однако по низкой урбанизированности она схожа с республиками Северного Кавказа и наряду с соседним Дагестаном, Карачаево-Черкесией, Ингушетией и Чечней относится к регионам с преобладанием сельского населения. Его доля даже немного выросла в постсоветский период за счет преобразования шести поселков в сельские поселения. Доля городского населения составляет только 44%, единственный крупный город из трех существующих – столица республики Элиста (103 тыс. чел). Остальные два города относятся к малым, численность их населения – 10-14 тыс. чел.
Городские поселения Калмыкии относительно молоды. Элиста выросла из переселенческого поселка, основанного во второй половине XIX в., стала городом в 1930 г. и развивалась как республиканская столица, в 1990-е гг. преодолев 100-тысячный рубеж. Лагань (город с 1963 г.) и Городовиковск (с 1971 г.) получили городской статус в ходе поздней индустриализации, по облику и условия жизни они мало отличаются от крупных сельских поселений других северокавказских регионов. Численность этих городов, почти утративших свои градообразующие предприятия, уменьшается.
На фоне сокращения численности населения в 1990-е гг. происходила его концентрация в столице (табл. 1). В Элисте вместе с пригородным Целинным районом, где в последние годы наблюдается небольшой, но устойчивый рост численности, проживает 43% населения республики. Остальные районы делятся на две группы: наибольшие темпы сокращения характерны для периферийных сухостепных районов (на 23-31% за межпереписной период), менее интенсивно уменьшается население “юго-западного аппендикса” — Городовиковского и Яшалтинского районов (на 5-8%), имеющих лучшие природно-климатические условия.
Таблица 1. Динамика численности населения Республики Калмыкия в 1989–2005 гг.
|
1989 г. |
2002 г. |
2005 г. |
2002 г. к 1989 г. |
2005 г. к 2002 г. |
|
тыс. чел. |
тыс. чел. |
тыс. чел. |
% |
% |
|
Все население |
322,6 |
292,4 |
289,8 |
90,6 |
99,1 |
|
Городское |
147,6 |
129,6 |
128,1 |
87,8 |
98,9 |
|
Городское* |
117,4 |
129,6 |
128,1 |
110,3 |
98,9 |
|
Сельское |
175,0 |
162,9 |
161,7 |
93,1 |
99,3 |
|
Сельское** |
205,2 |
162,9 |
161,7 |
79,4 |
99,3 |
|
г. Элиста с подчиненными населенными пунктами |
92,0 |
108,5 |
107,5 |
117,9 |
99,1 |
|
г. Городовиковск |
11,9 |
10,9 |
10,5 |
91,9 |
95,8 |
|
г.Лагань |
15,8 |
14,3 |
14,3 |
90,7 |
99,8 |
* без пгт, ставших в 1991 г. сельскими поселениями.
** с пгт, ставших в 1991 г. сельскими поселениями.
Демография и этнический состав. До начала 1990-х гг. Калмыкия входила в число национальных республик с расширенным воспроизводством населения, однако экономический кризис ускорил снижение рождаемости. В 1990-е гг. республика вступила в этап суженного воспроизводства, в 2004 г. суммарный коэффициент рождаемости снизился до 1,77. В Южном федеральном округе более высокие показатели имеют только Дагестан, Чечня и Ингушетия.
Калмыкия - уникальный для России регион, где в постсоветский период численность населения сокращалась на фоне повышенного общего коэффициента рождаемости (13,5‰ в 2004 г.) и сохраняющегося естественного прироста (2,5‰). Миграционный отток, направленный в основном в Московский столичный регион, в меньшей степени в Санкт-Петербург, в Ростовскую область и на Ставрополье, “съел” не только весь положительный естественный прирост, но и небольшой миграционный приток из СНГ середины 1990-х гг. На внутрирегиональном уровне отрицательный естественный прирост отмечается в «притрассовых» районах (Приютненском, Малодербетовском, Сарпинском), а также периферийном Юстинском. Все они имеют значительный миграционный отток населения.
Изменения возрастной структуры связаны со спадом рождаемости в 1990-е годы. Доля детей в возрастной структуре населения снизилась за 1995-2005 гг. с 30 до 22%, но все еще существенно выше доли населения старше трудоспособного возраста, последняя сохраняется на уровне 14%. Вход в трудоспособный возраст многочисленной молодежи, рожденной в предыдущие десятилетия, повысил долю трудоспособного населения с 55 до 63%, она сравнялась со средней по стране. Как следствие, резко выросло давление избыточной рабочей силы на рынке труда республики.
Миграционная ситуация остается крайне неблагоприятной: выезд из республики сочетается с концентрацией населения в столице и пригородном Целинном районе. До начала 2000-х гг. Элиста имела положительное миграционное сальдо, но в последние годы начала терять население в миграционном обмене, хотя пригородная зона еще сохраняет слабовыраженную положительную динамику. Небольшое положительное миграционное сальдо также имеют Лаганский район, живущий за счет моря и близости к Астрахани, и земледельческий Яшалтинский районы, где больше возможностей для самозанятости населения, ведения личного подсобного хозяйства. Максимальный отток в Яшкульском и Ики-Бурульском районах с худшими природно-климатическими условиями, в первую очередь из-за безводности.
 |
Рис. 1. Соотношение среднегодового коэффициентов естественного и миграционного прироста в 1999–2004 гг. по районам Калмыкии, ‰ |
Сдвиги в этническом составе населения Калмыкии типичны для многих республик. За межпереписной период 1989–2002 гг. доля калмыков выросла с 45 до 53% (табл. 2). Значительное уменьшение доли русского населения связано как с естественной убылью, так и с устойчивым миграционным оттоком из республики в течение последних пятнадцати лет. Экономические, этнокультурные причины и отсутствие перспектив выталкивают молодежь за пределы республики.
За 1989–2002 гг. снизилась численность представителей северо-кавказских народов – даргинцев, кумыков, аварцев, которые в 1990-е гг. возвращались в Дагестан, а также казахов. Заметной потерей для сельского населения юго-западных районов (Яшалтинского и Городовиковского) стала иммиграции трех четвертей немецкого населения. С чеченцами ситуация сложнее: на фоне снижения официально зарегистрированной численности в целом по республике, в южных приграничных районах (Ики-Бурульском, Черноземельском, Приютнинском) и в Элисте их доля растет. В последние пять лет лишь чеченцы, наряду с калмыками, имели положительный миграционный баланс.
В 1990-х гг. в юго-западных районах республики появились более 3 тыс. чел. турок-месхетинцев. Их отличают большие по размеру семьи, высокая степень экономической автономности благодаря самозанятости в сельском хозяйстве, специализация на выращивании овощных культур, в первую очередь лука. Близкую к туркам-месхитинцам хозяйственную специализацию имеют и корейцы, численность которых выросла в два раза (с 0,6 до 1 тыс. чел.).
Таблица 2. Национальный состав населения Калмыкии по данным переписей населения в 1989 и 2002 гг., %
|
Районы |
Калмыки |
Русские |
Даргинцы |
Чеченцы |
Казахи |
Украинцы |
Немцы |
Прочие |
|
2002 |
1989 |
2002 |
1989 |
2002 |
1989 |
2002 |
1989 |
2002 |
1989 |
2002 |
2002 |
2002 |
|
Респ. Калмыкия |
53,3 |
45,4 |
33,6 |
37,7 |
2,5 |
4,0 |
2,0 |
2,6 |
1,7 |
1,9 |
0,9 |
0,6 |
5,4 |
|
Городовиковский |
24,3 |
22,9 |
59,1 |
58,9 |
0,1 |
0,2 |
0,6 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
2,4 |
3,4 |
10,0 |
|
Ики-Бурульский |
68,5 |
54,3 |
10,6 |
13,6 |
13,4 |
18,8 |
1,3 |
2,9 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
5,0 |
|
Лаганский |
52,6 |
51,3 |
32,4 |
32,4 |
0,6 |
1,0 |
1,4 |
1,5 |
6,5 |
6,3 |
0,3 |
0,1 |
6,0 |
|
Малодербетовский |
49,3 |
43,9 |
44,2 |
45,4 |
1,7 |
3,1 |
1,7 |
2,5 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,1 |
3,5 |
|
Октябрьский |
65,0 |
52,4 |
18,4 |
26,8 |
1,9 |
3,5 |
2,4 |
2,6 |
0,7 |
0,9 |
1,3 |
0,3 |
10,1 |
|
Кетченеровский |
86,2 |
78,9 |
9,1 |
10,8 |
1,3 |
3,8 |
1,6 |
3,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,0 |
1,0 |
|
Приютненский |
28,9 |
27,3 |
58,5 |
60,6 |
4,2 |
4,3 |
4,8 |
3,5 |
0,1 |
0,2 |
0,8 |
0,0 |
2,7 |
|
Сарпинский |
29,7 |
29,7 |
57,1 |
56,5 |
3,7 |
2,9 |
4,6 |
4,5 |
0,3 |
0,3 |
1,1 |
0,1 |
3,4 |
|
Целинный |
53,1 |
45,0 |
35,7 |
37,8 |
3,5 |
5,7 |
3,5 |
4,7 |
0,3 |
0,2 |
1,0 |
0,2 |
2,7 |
|
Черноземельский |
50,8 |
41,3 |
14,1 |
18,2 |
11,7 |
15,5 |
7,3 |
6,6 |
2,9 |
3,3 |
0,4 |
0,1 |
12,7 |
|
Юстинский |
76,9 |
69,1 |
8,9 |
9,9 |
0,4 |
1,1 |
0,3 |
3,6 |
11,4 |
13,0 |
0,3 |
0,2 |
1,7 |
|
Яшалтинский |
9,6 |
9,6 |
56,3 |
58,4 |
2,6 |
2,9 |
3,0 |
2,9 |
0,1 |
0,1 |
1,9 |
3,4 |
23,3 |
|
Яшкульский |
59,4 |
51,8 |
15,7 |
16,6 |
7,6 |
9,5 |
4,7 |
5,8 |
7,4 |
6,6 |
0,5 |
0,2 |
4,7 |
|
г. Элиста |
63,3 |
49,6 |
31,7 |
44,7 |
0,2 |
0,3 |
0,7 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,7 |
0,2 |
2,7 |
В постсоветский период Калмыкия была относительно спокойным субъектом Северного Кавказа, но конфликтные ситуации возникали и на ее территории. Наиболее проблемна полоса, прилегающая к трассе Элиста–Волгоград, где в условиях дефицита рабочих мест сталкиваются экономические интересы русскоязычных жителей и недавних выходцев из северокавказских республик. Кроме того, противоречия возникают и на юго-востоке республики, где происходит постепенная смена этнического состава населения и усиливается конкуренция за ресурсы, в первую очередь, в сфере рыболовства. В последние годы конфликтность снижается, это связано с оттоком наиболее мобильной и активной части молодежи за пределы республики, развитием самозанятости, увеличением доли жителей, получающих пособия и субсидии, которые в условиях Калмыкии имеют существенное значение.
Экономика. Республика Калмыкия относится к группе слаборазвитых субъектов РФ, ее душевой ВРП в 2004 г. составлял 46% от среднего по регионам России (с корректировкой на стоимость жизни). Особенность экономики республики в начале 2000-х гг. – статус внутреннего офшора, благодаря которому показатели ВРП существенно выросли в связи с регистрацией на ее территории компаний из других регионов. Однако с утратой этого статуса после изменения федерального законодательства в 2003 г. объем ВРП Калмыкии резко снизился (рис. 2). Среди регионов Северного Кавказа Калмыкия, наряду с Ингушетией и Адыгеей, входит в группу аутсайдеров по совокупной динамике экономического роста за 1996-2004 гг.
 | |
Рис. 2. Динамика ВРП, в % к 1996 г. |
Структура экономики Калмыкии подтверждает наличие серьезных проблем развития. Доля нерыночных (бюджетных) услуг в экономике достигает трети, второй по значимости отраслью экономики остается экстенсивное сельское хозяйство (табл. 3). Даже на фоне слаборазвитых республик Северного Кавказа Калмыкия выделяется недоразвитостью промышленности и сектора рыночных услуг.
Таблица 3. Структура ВРП республик Южного федерального округа
|
Промыш-ленность |
Сельское хозяйство |
Услуги |
в т.ч. торговля и коммерческая деятельность |
в т.ч. нерыночные услуги |
|
РФ (сумма регионов) |
30,7 |
6,0 |
53,9 |
21,6 |
9,1 |
|
Респ. Калмыкия |
9,4 |
15,4 |
55,5 |
8,4 |
31,8 |
|
Респ. Ингушетия |
14,9 |
14,4 |
60,9 |
14,8 |
38,2 |
|
Респ. Адыгея |
16,2 |
14,5 |
57,4 |
15,7 |
27,3 |
|
Респ. Карачаево-Черкесская |
19,5 |
20,2 |
50,8 |
15,7 |
23,0 |
|
Респ. Северная Осетия |
14,2 |
18,3 |
58,4 |
19,4 |
21,3 |
|
Респ. Дагестан |
13,1 |
28,7 |
47,7 |
18,3 |
17,4 |
|
Респ. Кабардино-Балкарская |
14,6 |
32,9 |
43,2 |
18,9 |
13,8 |
Промышленность в Калмыкия и ранее была слаборазвитой, а за переходный период объемы производства сократилось почти в 4 раза. В 2005 г. они составляли 27% от уровня 1990 г., в то время как в среднем по РФ – 74%. На территории республики ведется незначительная добыча нефти, которая дает более трети промышленного производства. При отсутствии крупных электростанций половина промышленного производства приходится на электроэнергетику - это явный индикатор слаборазвитости. Не развиты местные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: на долю пищевой промышленности приходится менее 5% промышленного производства, легкой – менее 1%. Ситуация почти не улучшается: в годы экономического подъема рост промышленного производства в Калмыкии был минимальным, его объемы восстановились до уровня 1997 г., худшую динамику на Юге имеет только Ингушетия.
Сельское хозяйство – ведущая отрасль экономики, в нем доминирует пастбищное животноводство (овцеводство, разведение крупного рогатого скота), только в западных менее засушливых районах развито земледелие. По данным Росстата, поголовье скота сократилось в 3-4 раза за переходный период, однако достоверность статистики низка из-за недоучета скота в хозяйствах населения. Сельская экономика быстрее выходит из кризиса. Показатели производства земледельческой продукции нестабильны из-за засушливого климата, но в животноводстве отмечается устойчивый рост с 2000 г. Особенно выделяются фермерские хозяйства, в которых индекс физического объема продукции за 1999-2004 гг. составил 8,7 раз, и хозяйства населения (1,8 раз). Сектор частных хозяйств доминирует в сельской экономике: на долю хозяйств населения приходится 43-46% производства сельскохозяйственной продукции, на фермерские хозяйства – до 20% (2004 г.), на общественный сектор – только 37%. Позитивную динамику развития агросектора подтверждает рост поголовья скота за 2005 г. на 14-15%.
Перспективы экономики задаются инвестиционным процессом. Максимальный объем инвестиций пришелся на 2000 г., в период строительства центра шахматной олимпиады «Чесс-Сити». Основным источником инвестиций были бюджетные ресурсы: республика получала дополнительные налоговые поступления в свой бюджет, используя режим внутреннего офшора, и финансовую помощь из федерального бюджета. Однако к 2003 г. инвестиции сократились в три раза (табл. 2). В последние годы отмечается небольшой рост, но душевые показатели инвестиций в 2,5 раз ниже среднероссийских (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). Даже при столь низких показателях Калмыкия опережает большинство республик Южного федерального округа. Более 2/3 инвестиций в 2005 г. осуществлялось из бюджета, в основном регионального (46%). При низкой инвестиционной активности в республике создается мало новых рабочих мест, что повышает напряженность на рынке труда.
Таблица 4. Душевые инвестиции в основной капитал в республиках ЮФО (с корректировкой на коэффициент удорожания капзатрат)
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|
Российская Федерация |
7,9 |
10,3 |
12,1 |
15,1 |
19,0 |
24,6 |
|
Южный федеральный округ |
5,9 |
7,3 |
8,1 |
9,3 |
10,5 |
13,5 |
|
Респ. Калмыкия |
21,5 |
15,8 |
15,7 |
8,3 |
9,1 |
10,4 |
|
Респ. Карачаево-Черкесия |
1,4 |
4,0 |
5,0 |
5,7 |
6,4 |
13,9 |
|
Респ. Дагестан |
1,4 |
3,2 |
3,1 |
4,2 |
5,2 |
9,2 |
|
Респ. Северная Осетия |
2,4 |
3,2 |
4,1 |
5,1 |
5,4 |
6,8 |
|
Респ. Кабардино-Балкария |
2,7 |
3,9 |
5,2 |
6,1 |
5,8 |
6,4 |
|
Респ. Адыгея |
2,8 |
3,4 |
4,3 |
5,7 |
4,6 |
5,9 |
|
Респ. Ингушетия |
2,4 |
3,4 |
1,5 |
1,8 |
1,7 |
3,7 |
В социально-экономическом измерении территория Калмыкии делится на четыре зоны. Наиболее развитая полоса тяготеет к трассе Волгоград—Ставрополь и смещена к западной границе. Здесь, вдоль кромки возвышенности Ергени, обеспечивающей лучшие условиях увлажнения, располагалась наиболее плотная сеть переселенческих и торговых поселков среди калмыцких кочевий. Из таких поселков выросла Элиста и ее пригороды — Троицкое и Вознесеновка. В Элисте сконцентрирована большая часть промышленного потенциала республики, вернее того, что от него осталось. Среди действующих — предприятия строительных материалов, пищевой промышленности (Аршанский мясокомбинат, спиртзавод), легкой промышленности (трикотажная, швейная фабрика, шерстомойные производства). Все они работают не на полную мощность, обслуживая внутренние нужды республики. На столицу приходится 37% населения республики, 44% инвестиций, 58% промышленнного производства, 64% оборота торговли и 67% собранных налогов.
Юго-западные Городовиковский и Яшалтинский районы оторваны от основной части республики и связаны с ней через Ипатовский район Ставрополья, к которому они тяготеют экономически и культурно-исторически. Это районы с наилучшими в Калмыкии агроклиматическими условиями и наиболее диверсифицированным сельским хозяйством: кроме традиционных отраслей животноводства (разведение КРС, овцеводство, коневодство) развито земледелие. В советский период действовал крупный консервный завод — градообразующее предприятие Городовиковска.
Третий экономический ареал республики — волжско-прикаспийский. После восстановления автономии в 1956 г. часть коридоров-выходов к Волге осталась в пределах Астраханской области. За Калмыкией сохранился выход к Волге в районе Цаган-Амана, а также часть каспийского побережья. Основные отрасли хозяйства — добыча и первичная переработка рыбы. Однако Лаганский рыбоперерабатывающий завод почти не работает, поскольку большая часть улова сдается перекупщикам и на предприятия Астраханской области. Тем не менее, рыбная отрасль остается основой экономики и самозанятости населения, преимущественно теневой.
Центральные и южные районы — Яшкульский, Черноземельский, Ики-Бурульский — животноводческие по своей традиционной специализации. В Ики-Бурульском районе располагаются небольшие и сильно выработанные месторождения природного газа, которые начали разрабатываться еще в 1960-х гг., от них был проложен первый газопровод в Элисту. Также с территории этого района столица в значительно степени снабжается водой, поступающей по водоводу из Чограйского водохранилища. На протяжении большей части 1990-х гг. он бездействовал, но сейчас реконструирован, в Элисте построен новый водонакопитель. На Черноземельский и соседний с ним Лаганский районы приходится треть производимой республикой промышленной продукции. Почти вся она связана с небольшой нефтедобычей, рассредоточенной по мелким промыслам, эксплуатируемых несколькими разными компаниями. По территории республики проходит трасса Каспийского трубопровода (КТК), доходы от которого, приходящиеся на долю республики, в последние годы были сильно урезаны.
Занятость и рынок труда. Численность экономически активного населения в 2005 г. выросла до 144 тыс.чел. благодаря вхождению в трудоспособный возраст более многочисленной когорты молодежи (в 2004 г. -137 тыс. чел. по данным Росстата). Уровень экономической активности населения в 2005 г. вырос до 66,5% в возрастах 15-72 лет и сравнялся ос среднеросийским. Уровень занятости заметно ниже - 54,5% в этих же возрастах и 61,6% в трудоспособном возрасте. Всего занято в экономике 115,5 тыс. чел., при этом на крупных и средних предприятиях работало только 60,5% занятых.
Проблемы рынка труда отражают взаимовлияние возросшей численности трудоспособного населения, неблагоприятной экономической ситуации и долговременных трансформаций структуры экономики. В структуре занятости сокращается доминирующая аграрная занятость, это долговременная тенденция для слабоурбанизированных территорий (табл. 5). Кроме того, после распада многих сельхозпредприятий занятость в агросекторе частично уходит в тень, превращаясь в занятость в товарном личном хозяйстве. По данным Росстата, в неформальном секторе занято 26% работающих в республике. Одновременно усиливается экономика «бюджетных рабочих мест» с очень высокой долей занятых в управлении, выросшей вдвое за десять лет. Слаборазвитость рыночных услуг в республике подтверждается очень низкой долей занятых в торговле и медленным ростом этого показателя по сравнению со средним по стране. Понижена также занятость на транспорте и в услугах связи.
Таблица 5. Структура занятых по отраслям экономики Калмыкии, %
|
Отрасли |
Калмыкия |
РФ |
|
1995 г. |
2004 г. |
2004 г. |
|
Социальная сфера |
24,2 |
26,4 |
18,0 |
|
в т.ч. образование |
13,0 |
13,2 |
9,0 |
|
здравоохранение и соц.обеспечение |
8,5 |
9,9 |
7,1 |
|
Сельское хозяйство |
33,3 |
26,1 |
10,4 |
|
Торговля и общепит |
7,3 |
10,4 |
7,2 |
|
Управление |
4,5 |
8,8 |
4,8 |
|
Промышленность |
9,5 |
7,9 |
21,5 |
|
Транспорт и связь |
5,9 |
6,7 |
8,0 |
|
ЖКХ |
4,0 |
4,9 |
4,8 |
|
Строительство |
6,1 |
4,2 |
7,9 |
Легальный малый бизнес развит слабо, доля занятых в малом предпринимательстве от общей численности занятых не превышает 2-3% (в РФ –12%) и в последние годы сокращается. Столь низких показателей занятости в малом предпринимательстве нет ни в одной республике Юга, кроме Ингушетии. Доля предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в Калмыкии также низка – 5% от общей численности занятых, это намного ниже, чем в других республиках Южного федерального округа (9-30%) со схожими проблемами развития. В Калмыкии, не имеющей устойчивого предложения рабочих мест за пределами бюджетного сектора, пока еще не созданы условия для развития легального малого бизнеса, а самозанятое население концентрируется в теневой экономике.
Временные рабочие места есть в агросекторе в теплый сезон (работа на окоте овец и в сакманах, на посадке, уборке овощей и лука), в рыболовстве в период путины. Зимой рынок труда «схлопывается», поэтому велика хроническая безработица, которая парализует интерес людей к жизни. Кроме того, при сложившейся структуре занятости низка достоверность учета доходов населения.
Незначительное предложение новых рабочих мест и растущее давление молодежи на рынке труда формируют высокую безработицу. По уровню безработицы среди регионов Юга Калмыкия уступает только Чечне, Ингушетии и Дагестану (рис. 3). В первые годы экономического роста ситуация заметно улучшилась, но в 2004-2005 гг. уровень безработицы в республике вновь повысился. По данным обследований рынка труда Росстата, гендерные различия в уровне безработицы невелики (23-21%), но различия между городом и селом почти двоекратны: уровень безработицы в городах республики составляет 15%, в сельской местности – 28%. Наиболее высок уровень молодежной безработицы (в возрастах 15-24 года), в 2004 г. он составил 44%, хуже показатель только в Дагестане и Ингушетии. В целом состояние рынка труда Калмыкии остается крайне проблемным и по структуре, и по уровню занятости, улучшение ситуации ограничилось первыми годами экономического роста.
 |
| Рис. 3. Уровень безработицы в республиках ЮФО, % |
Уровень зарегистрированной безработицы существенно ниже – 3,8% в 2005 г., и он сокращается. Но даже этот, явно заниженный, показатель позволяет оценить существующую напряженность на рынке труда: на одну вакансию в декабре 2005 г. приходилось 12 зарегистрированных безработных. Несмотря на повсеместно высокую долю трудоспособного населения, не попадающего по официальной статистике в число занятых, среди муниципалитетов республики можно выделить две группы с разной ситуацией на рынка труда (рис. 4). Первая — с низкой зарегистрированной безработицей, высокой долей самозанятых, занятых в малых предприятиях или за пределами муниципалитета. Это пригородный Целинный район, где многие работают в столице, а также приморский Лаганский. Вторая группа — периферийные районы с высокой безработицей и высокой долей занятых в крупных, прежде всего сельскохозяйственных предприятиях (Юстинский, Октябрьский, Кетченеровский, Сарпинский районы). В этих муниципалитетах нет альтернативы работе в коллективных сельхозпредприятиях, хотя за этой занятостью часто стоит скрытая безработица. Ики-Бурульский район отличается сокращением занятости в газодобыче и обслуживающих производствах и миграционным давлением со стороны Дагестана.
 |
Рис. 4. Доля зарегистрированных безработных и занятых на крупных и средних предприятиях от общей численности трудоспособного населения в 2004 г., % |
Социально-экономическое положение домохозяйств. Для регионов Юга данные о доходах населения наименее точны из-за высокой доли скрытых доходов. По данным Росстата, в 2005 г. среднедушевые денежные доходы населения Калмыкии оказались самыми низкими среди всех регионов Южного федерального округа и составляют только 30% от средних доходов по стране. Покупательная способность доходов (отношение денежных доходов к прожиточному минимуму) в Калмыкии также одна из самых низких в ЮФО (рис. 5). В 2005 г. этот показатель ухудшился, что можно объяснить ускоренным ростом стоимости прожиточного минимума в республике. В других республиках Юга ситуация была различной, вплоть до стагнации покупательной способности доходов, но сокращения не отмечалось нигде.
 |
| Рис. 5. Отношение душевых денежных доходов к прожиточному минимуму (в среднем за год), % |
Достоверность данных о структуре доходов населения также невелика. По данным Росстата, в Калмыкии очень высока доля легальной заработной платы в структуре доходов, хотя среднемесячная заработная плата – одна из самых низких в ЮФО. Необъяснима и минимальна дооценка Росстатом скрытой заработной платы в Калмыкии (раздел «другие доходы» в табл. 6), это особенно заметно в сравнении с республиками Северного Кавказа. Получается, что только в Калмыкии низкие легальные заработки сочетаются с низкими скрытыми доходами. Кроме того, в республике очень низка доля доходов от предпринимательской деятельности, но это более объяснимо и кореллирует с неразвитостью малого бизнеса.
Почти четверть доходов населения Калмыкии приходится на социальные выплаты, роль которых велика во всех республиках ЮФО. По данным Министерства финансов Калмыкии, 81% населения имеет право на различные льготы или пособия. Детские пособия получают 22% населения республики, а численность реабилитированных и членов их семей превышает 14%.
Таблица 6. Структура доходов населения в 2004 г., %
|
Оплата труда |
Социальные выплаты |
Доходы от предпринимательской деятельности |
Доходы от собственности |
Другие доходы |
|
РФ |
40,5 |
12,9 |
11,7 |
8,3 |
26,6 |
|
Респ. Калмыкия |
47,9 |
22,5 |
7,9 |
4,3 |
17,4 |
|
Респ. Ингушетия |
28,1 |
18,0 |
14,0 |
0,5 |
39,4 |
|
Респ. Кабардино-Балкарская |
25,5 |
14,6 |
21,4 |
3,0 |
35,5 |
|
Респ. Северная Осетия |
19,8 |
31,5 |
16,5 |
3,1 |
29,1 |
|
Респ. Дагестан |
19,5 |
13,0 |
21,3 |
0,4 |
45,8 |
|
Респ. Карачаево-Черкесия |
19,0 |
26,7 |
18,6 |
2,5 |
33,2 |
|
Респ. Адыгея |
14,1 |
38,0 |
20,9 |
4,4 |
22,6 |
Сомнения в достоверности статистических оценок доходов населения подтверждаются, если сопоставить прямые и косвенные индикаторы доходов. Так, отношение душевых доходов к прожиточному минимуму в Калмыкии составляет 43% от среднего по стране, а обеспеченность автомобилями – 83% от среднероссийской, т.е. различия двоекратны. Значительный размер теневых доходов очевиден, но их трудно выявить, т.к. основную часть таких доходов обеспечивает теневая занятость и содержание неучтенного скота.
Сильные отраслевые различия в заработной плате типичны для всех регионов. Менее развитые из них, в том числе Калмыкия, выделяются значительным отрывом оплаты труда в управлении от средних заработков по региону (рис. 6). В то же время в Калмыкии за пять лет произошло некоторое выравнивание отраслевых различий в заработной плате, за исключением сельского хозяйства, в котором сохраняется минимальный уровень оплаты труда (50% от средней по республике). В бюджетных отраслях выравнивание было частичным, заработки в здравоохранении сократились относительно средних по республике. Но все же по сравнению с 1999 г. занятость в социальной сфере стала менее значимым фактором бедности семей с работающими родителями.
 |
| Рис. 6. Отношение средней заработной платы по отраслям экономики к средней по республике, % |
За 1995-2000 гг. отношение средней заработной платы в большинстве районов к средней по республике изменилось в худшую сторону. В 2000-е годы с помощью перераспределительной политики удалось несколько поправить положение, сократив отставание большинства слабых районов до уровня 1995 г. Это стало возможным за счет перераспределения доходов более благополучных районов, в которых сохраняется относительно жизнеспособное животноводство — Черноземельского, Яшкульского, а также Элисты, в которых отношение заработной платы к средней по республике за последние пять лет ухудшилось (рис. 7).
 |
| Рис. 7. Отношение среднемесячной заработной платы в муниципалитетах к средней по республике, % |
Как и во всех менее развитых регионах, неравенство по доходу в Калмыкии ниже среднего по стране: в 2005 г. различия доходов 20% населения с самыми высокими и низкими доходами составляли 6,6 раз (в среднем по РФ – 8,8 раз), а коэффициент фондов в 2004 г. - 11 раз (в среднем по РФ – 15 раз). Основной вклад в неравенство вносят два фактора: отраслевая дифференциация заработной платы и большее число детей в сельских семьях.
Динамика уровня бедности в Калмыкии крайне неблагоприятна, за 2005 г. уровень бедности вырос с 55 до 62%, превысив показатель постоянного аутсайдера ЮФО – республики Ингушетия (рис. 8). Ни в одном регионе страны, за исключением Калмыкии, не отмечалось заметного роста уровня бедности. С учетом того, что экономика Калмыкии растет, хотя и медленно, негативную динамику уровня бедности трудно объяснить объективными факторами - экономическим спадом и т.д. Возникает вопрос, насколько точно в республике рассчитывается прожиточный минимум и нет ли стремления его завысить в целях получения дополнительной помощи из федерального бюджета.
 |
| Рис. 8. Уровень бедности в республиках ЮФО, % |
Образование, здравоохранение, ЖКХ. Показатели состояния здоровья населения Калмыкии противоречивы. Младенческая смертность резко снизилась (с 16‰ в 2000 г. до 7,6‰ в 2005 г., при средней по РФ – 11‰), хотя на протяжении последних десяти лет этот показатель был хуже среднероссийского. Ожидаемая продолжительность жизни в Калмыкии на два года выше среднероссийской (67,3 лет), но уступает почти всем республикам ЮФО. При этом коэффициенты смертности трудоспособного населения от «неестественных причин» близки к русским областям и хуже, чем в большинстве республик Юга. О социальном неблагополучии свидетельствует и превышение в 1,5 раз уровня заболеваемости активным туберкулезом по сравнению со средним по стране.
По стандартным показателям обеспеченности услугами здравоохранения республика выделяется не только на фоне ЮФО, но и по сравнению со среднероссийским уровнем: по обеспеченности врачами занимает 27-е место в стране, медицинским персоналом – 6-е место. Раздувание бюджетной занятости связано с минимальным предложением рабочих мест в других отраслях экономики (должности среднего медицинского персонала и технического персонала в учреждениях здравоохранения редко остаются вакантными дольше нескольких дней). При этом в периферийных районах ощущается нехватка врачей-специалистов, отдельных категорий учителей, вакансии не заполняются в течение нескольких лет.
Сеть учреждений социальной сферы сократилась незначительно, т.к. система расселения в Калмыкии устойчива: средний размер сельского поселения превышает 600 человек, более 30% населения проживает в райцентрах (без учета Элисты). Но есть проблемы с транспортной доступностью социальных услуг из-за концентрации учреждений в райцентрах при почти не работающем общественном транспорте в районах.
Охват детей дошкольными учебными заведениями ниже 50%, что отчасти объясняется высокой долей сельского населения. Сеть школьных учреждений в постсоветский период практически не изменилась, но число учащихся во вторую смену сократилось до 13,6%. В республике действует один полноценный вуз — государственный университет, главная кузница национальных кадров. В последнее время появились филиалы нескольких московских гуманитарных вузов и таганрогского радиотехнического института. «Законсервированность» системы образования связана как с отсутствием платежеспособного спроса, так и с конкуренцией и привлекательностью для выпускников школ соседних вузовских центров — Ставрополя, Ростова, Волгограда. При неразвитости высшего образования сохраняется конкурентоспособность учреждений начального и среднего профессионального образования, в республике 9 разнообразных по профилю средних профессиональных учебных заведений. В перспективе система светского образования может быть дополнена духовными учебными заведениями. Построенный как по волшебству, с учетом минимального времени и максимальных финансовых средств, хурульный комплекс Элисты претендует на статус ключевого общественно-культурного центра.
Еще в середине 1990-х гг. обеспеченность жильем в Калмыкии была низкой (менее 15 кв. м на чел.), как и благоустройство жилого фонда. Калмыкия уступала почти всем северокавказским соседям и была сопоставима только с Дагестаном (табл. 7). Хотя за последнее десятилетие показатели обеспеченности выросли до 20 кв. м на чел., отставание по благоустройству – остается. Единственное преимущество республики – практически полная газификация. Низкие показатели благоустройства связаны как с преобладанием сельского населения, так и с экологическими проблемами — острой нехваткой воды. Водопровод в доме вовсе не гарантирует наличия в нем пригодной для питья воды, не случайно «городом» в республике называют только Элисту, а не Городовиковск и Лагань. Но даже при таком низком уровне благоустройства чрезвычайно мала доля семей, получающих жилищные субсидии – только 4,8% в 2005 г. При высоком уровне бедности в республике эти цифры выглядят странно, но объяснение простое и оно связано с приоритетами региональных властей в социальной политике: 28% населения Калмыкии получают льготы по оплате ЖКУ.
Таблица 7. Благоустройство жилищного фонда в 2004 г.
|
Регион |
Удельный вес площади (%), оборудованной |
|
Водопроводом |
канализацией |
центральным отоплением |
газом |
|
РФ |
75 |
71 |
76 |
70 |
|
Респ. Кабардино-Балкария |
86 |
75 |
86 |
94 |
|
Ставропольский край |
77 |
70 |
71 |
91 |
|
Респ. Карачаево-Черкесия |
73 |
56 |
60 |
84 |
|
Астраханская область |
70 |
63 |
69 |
85 |
|
Ростовская область |
68 |
62 |
65 |
81 |
|
Волгоградская область |
68 |
66 |
70 |
89 |
|
Респ. Дагестан |
48 |
35 |
41 |
85 |
|
Респ. Калмыкия |
44 |
38 |
55 |
99 |
Экологические проблемы республики не ограничиваются безводностью, которая сильнее всего бросается в глаза: большая часть сухостепных районов имеют “безводные” коэффициенты надбавок к заработной плате – от 10 до 30%. В полосе заброшенного строительства Волго-Чограйского канала, тянущейся с юга на север почти через половину республики, земледелие стало невозможным из-за подтопления солеными водами и нарушения водоупорных горизонтов. В результате в Яшкуле – райцентре одного из наиболее сильных животноводческих районов – жители лишены возможности что-либо выращивать на приусадебных участках. Из-за нерациональной организации выпаса и чрезмерной концентрации скота усиливаются проблемы опустынивания уникальных зимних пастбищ — Черных земель.
В целом социально-экономическое положение республики Калмыкия остается проблемным:
не преодолен сильнейший спад в промышленности, сократились доходы бюджета после законодательного запрета статуса внутренних офшоров;
более заметное улучшение в агросекторе за счет роста производства в частных хозяйствах имеет очень высокую теневую составляющую и поэтому слабо влияет на легальные доходы населения;
сочетание низкого уровня развития и низких темпов роста экономики с растущим притоком на рынок труда молодого трудоспособного населения создает сильный дисбаланс спроса и предложения, растет неэффективная бюджетная занятость, не сокращается уровень безработицы;
снижение покупательной способности доходов увеличивает и так чрезвычайно высокую долю населения, нуждающегося в пособиях и социальной защите.
Ситуация в Калмыкии хуже, чем в большинстве республик Южного федерального округа, и сопоставима только с явными аутсайдерами – Ингушетией и, отчасти, Дагестаном. На фоне минимальной позитивной динамики развития Калмыкии некоторые важнейшие индикаторы – уровень бедности и безработицы – в последние годы даже ухудшились.
Интегральные индексы. По трем из четырех интегральных рейтингов Калмыкия относится к числу явных аутсайдеров — по индексу инновативности (76 место), демократичности (80 место), кризисного индекса качества жизни (84 место). По индексу развития человеческого потенциала республика в 2004 г. занимала 50-е место за счет более высокой ожидаемой продолжительности жизни.
|
 |