|
Научные программы / ПроектыРынки труда для альтернативной гражданской службыРуководитель — к.э.н. Т. М. Малева Сроки реализации проекта: июнь 2002 г. – январь 2003 г Финансирование: грант Московского общественного научного фонда (МОНФ) (финансирование USAID); грант Межрегионального благотворительного фонда «Созидание» Участники исследования: к.э.н. Л.Н. Овчарова, А.И Пишняк, к.э.н. О.В. Синявская, д.э.н. С.Н. Смирнов; д.соц.н. Н.М. Давыдова, к.т.н. Л.Б. Косова, к.иск.н. А.Г. Левинсон Партнеры проекта: Межрегиональный благотворительный фонд «Созидание», Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Центр занятости г. Владимира, Департамент занятости Минтруда России по Ленинградской области Цель исследования. Несмотря на принятие летом 2002 г. закона «Об альтернативной гражданской службе» экономические и трудовые вопросы, связанные с альтернативной гражданской службой (АГС), продолжают оставаться в тени. Цель настоящего проекта заключалась в социально-экономической оценке подготовленности рынков труда в Российской Федерации к введению в стране АГС, а также в оценке размеров и распределения возможных финансовых нагрузок между субъектами экономических отношений, возникающих по поводу АГС. Основные результаты: 28 июня 2002 г. законопроект "Об альтернативной гражданской службе" (далее - АГС) был одобрен Государственной Думой РФ. С 1 января 2004 года нормы закона вступят в действие. В течение всего периода подготовки законопроекта фокус дискуссии был направлен на политические, военные, некоторые социальные аспекты проблемы, в то время как экономические и трудовые вопросы продолжают оставаться в тени. Между тем от решения именно этих проблем во многом зависит реальное введение закона в практику и его последующее исполнение. Первый блок проблем связан с формированием рынка труда для АГС, определения перечня рабочих мест и сфер занятости для АГС. Вторая сторона вопроса связана с экспертизой трудовых норм современного российского законодательства в контексте специфики АГС. Третий блок вопросов связан с экономической эффективностью АГС и расходами государственного бюджета. Перечисленные вопросы составляют предмет двух научных проектов, реализуемых НИСП: Предложение рабочей силы на рынке труда АГС определяется численностью молодых людей призывного возраста, изъявивших желание к замене армейской службы на альтернативную гражданскую службу. Результаты социологического анализа показали, что в условиях относительно жестких норм Закона, установившего высокую продолжительность АГС и предписывающего принцип экстерриториальности, на АГС пойдут лишь те юноши, которые твердо отстаивают свои мировоззренческие или религиозные принципы. Численность этой группы очень невелика и не превышает 4,1 тыс. чел. в год. При этом неизвестно, все ли они пройдут формальности, которые на практике будут сопровождать введение АГС. Тем самым, реальная численность АГС-служащих может оказаться ниже приведенной оценки. С точки зрения спроса на рынке труда АГС на основе экономико-статистического анализа были получены следующие оценки:
Как видно, соотношение спроса и предложения на рынке труда АГС весьма чувствительно к изменению как сфер занятости, так и способам организации АГС. Водоразделом является принцип экстерриториальности. Принципиально важно, что на намерения молодежи обратиться к АГС из двух параметров – продолжительность АГС и место ее прохождения – наибольшей силой обладает второй фактор, то есть принцип экстерриториальности. Даже при увеличении срока службы до 4 лет, но при возможности проходить ее по месту жительства, число кандидатов оказывается существенно больше (54 тыс. чел. или 5% от числа призывников), чем при меньшем сроке в 3 года, но в другом регионе России (4,2 тыс. чел. или же лишь 0,4% от численности призыва). В сегодняшней же редакции сегмент рынка, где предложение труда найдет спрос, наоборот, в рамках законодательно установленных норм, по-видимому, будет крайне ограничен. Между тем, маленький рынок труда экономически невыгоден ни одному из его агентов. Очень высокими могут оказаться удельные трансакционные издержки как государственных органов управления (формирование и функционирование комиссий, создание специальных органов и процедур по трудоустройству АГС-служащих, контроль за прохождением АГС и пр.), так и работодателя (жилье, обучение, инструктаж, контроль за рабочим временем и пр.). Хотя оценка дополнительных финансовых ресурсов из консолидированного бюджета на поддержку АГС при столь скромных ее масштабах не является драматической и составляет не более 0, 067% в общих расходах бюджета, следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, не исключено, что при заработной плате, определенной в размере прожиточного минимума, материальное положение АГС-служащего в реальности будет характеризоваться глубокой бедностью и в той или иной форме (пособие, дотации и пр.) дополнительных расходов на его содержание не избежать. Другими словами, оценка величины расходов на содержание АГС только на основе показателя прожиточного минимума оказывается заниженной. Во-вторых, все же расходы, которые должен нести работодатель при реализации нормы об экстерриториальности, для него могут оказаться ощутимыми. Во всяком случае, при выборе между привлечением АГС-служащих, прибывших из другого региона России, или же традиционных работников, предлагающих свой труд на локальном рынке труда, как показывает наш анализ, нет уверенности, что работодатель предпочтет первое. Таким образом, балансир лежит именно в плоскости экстерриториальности. Равновесие на рынке труда достижимо при условии прохождения АГС по месту жительства, если в сферу применения АГС наряду с объектами социального обслуживания будут включены и объекты коммунального хозяйства. Заметим, что именно норма об экстерриториальном прохождении АГС сформулирована в Законе недирективно и содержит ссылку «как правило», создавая тем самым возможности для более свободного применения этой нормы на практике. Именно здесь кроются возможности разрешения противоречий на рынке труда АГС. Воспользовавшись этим «коридором возможностей», государство сможет решить серьезную проблему, связанную с хроническим дефицитом рабочей силы на общественно полезных и социально значимых работах. Если этот шанс будет проигнорирован, Закону об АГС грозит стать «законом упущенных возможностей». По результатам проекта выпущена брошюра: Краткие результаты проекта можно посмотреть здесь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|