В начало
В начало
Описание базы
       данных

Описание базы данных
Список регионов
Список регионов
Методики
Методики
Типологии регионов
Типологии
Аналитический обзор
Аналитический обзор
Показатели
      государственного
      финансирования
      здравоохранения

Показатели государственного финансирования здравоохранения

Независимый институт социальной политики


<%Language="VBScript" Response.Write "" %>
  <%Language="VBScript" Response.Write "версия для печати" %>

Научные программы / Проекты


СОЗДАНИЕ и РАЗВИТИЕ БАЗЫ ДАННЫХ "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕГИОНАХ РОССИИ"

Руководитель: д.э.н. С.В.Шишкин

Сроки реализации: октябрь 2004 года – март 2005 года.

Финансирование: Всемирная организация здравоохранения

Участники: А.С.Заборовская, В.А.Чернец, В.И.Шевский

Координатор: Н.Б. Канатова

Постановка проблемы

Организация управления и государственного финансирования здравоохранения в России характеризуется ярко выраженной региональной дифференциацией. Без преувеличения можно утверждать, что в каждом субъекте Федерации (регионе) существует своя, особенная модель сочетания элементов бюджетного и страхового финансирования здравоохранения. Однако информация об этих региональных различиях носит чрезвычайно ограниченный, эпизодический и несистематизированный характер. Ведомственная статистика собирает лишь данные о размерах финансирования здравоохранения из бюджетов и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в регионах и о структуре страховщиков (количестве страховых медицинских организаций и филиалов территориальных фондов ОМС). Не собираются и не анализируются данные об особенностях организации финансирования здравоохранения из средств региональных и местных бюджетов и средств ОМС, о видах используемых медико-экономических стандартов и финансовых нормативов, об особенностях регулирования предоставления платных медицинских услуг и лекарственного обеспечения и т.д. Ограничена информация о применяемых в регионах механизмах горизонтальной и вертикальной координации действий субъектов управления и финансирования здравоохранения.

Принятие нового закона об общих принципах организации местного самоуправления, разработка правительством проектов законов об обязательном медицинском страховании и о государственных гарантиях в здравоохранении, которые предполагается принять в ближайшем будущем, придают чрезвычайную значимость сбору и систематизации информации о различиях существующих региональных моделей управления и финансирования здравоохранения и о характере их трансформации. Такие данные будут содействовать повышению обоснованности государственной политики в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях.

Цель и задачи проекта

Основной целью проекта является инициация мониторинга нововведений в организации управления и финансирования здравоохранением в регионах Российской Федерации.

Достижения этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  • создание базы данных об особенностях организации бюджетного и страхового финансирования здравоохранения и отраслевого управления в каждом субъекте Российской Федерации;
  • сбор и систематизация данных о:
    • разделении полномочий в сфере здравоохранения между региональным и муниципальном уровнями;
    • применяемых формах координации их политики;
    • предметах бюджетного и страхового финансирования здравоохранения;
    • используемых медико-экономических стандартов и финансовых нормативов;
    • методах оплаты медицинской помощи;
    • методах регулирования цен на лекарственные средства;
    • и др.
    • типологизация регионов по особенностям систем управления и финансирования здравоохранения.

Методы реализации проекта

Проект осуществлялся в сотрудничестве с Программой ВОЗ/CIDA «Политика и управление в области здравоохранения в Российской Федерации», Министерством здравоохранения и социального развития России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения.

Для создания базы данных была разработана система верифицируемых характеристик территориальных систем финансирования и управления здравоохранением. На ее основе подготовлены две информационные справки, предназначенные для заполнения соответственно руководителями региональных органов управления здравоохранением и руководителями территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Формы справок были апробированы в двух субъектах РФ и доработаны. Запросы с соответствующей формой информационной справки были разосланы в регионы Минздравсоцразвития России и Федеральным фондом ОМС.

Для сопоставления регионов разработана система характеристик уровня развитости механизмов государственного финансирования здравоохранения и уровня развитости механизмов управления здравоохранением.

Результаты проекта

Собрана информация об организации финансирования здравоохранения в 2004 году по 88 субъектам РФ (за исключением Чеченской Республики), а также по городу Байконур; информация о размерах и структуре государственного финансирования здравоохранения в 2004 году и об организации отраслевого управления – по 65 субъектам РФ. Она включает следующие виды данных:

  • Организация государственного финансирования здравоохранения:
    • размеры государственного финансирования здравоохранения;
    • уровень обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению;
    • доля средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в государственном финансировании здравоохранения;
    • состав страховщиков, участвующих в системе ОМС и механизмах их финансирования;
    • виды медицинских учреждений, финансируемых из системы ОМС;
    • методы оплаты медицинской помощи, применяемые в системе ОМС;
    • виды расходов медицинских учреждений, возмещаемые за счет средств ОМС;
    • количество используемых медико-экономических стандартов.
  • Организация управления здравоохранением:
    • механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС;
    • механизмов согласования региональной и муниципальной политики;
    • формы применения информационных технологий в управлении здравоохранением;
    • механизмы регулирования лекарственного обеспечения;
    • методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.

Построены типологии регионов по уровню развитости отдельных характеристик систем финансирования и управления, а также интегральные типологии по совокупности этих критериев.

Подготовлен обобщающий аналитический доклад об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах России.

Распространение результатов

Все указанные материалы, а также типологии регионов в виде карт размещены на сайте НИСП.

Созданная база данных включена также в состав Федеральной базы данных о реализации реформы здравоохранения в субъектах Российской Федерации ( http://www.healthreform.ru).

Результаты исследования направлены в Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральный фонд ОМС, а также в Администрацию Президента РФ и Государственную думу для использования при принятии решений о способах реформирования системы здравоохранения.

Изучение собранных данных продолжено в рамках проекта НИСП «Анализ различий региональных систем финансирования и управления здравоохранением в России».


  
 
Новости | Об институте | Научные программы | Публикации | Региональная программа | English