|
<%Language="VBScript"
Response.Write " "
%>
|
<%Language="VBScript"
Response.Write "версия для печати"
%>
|
Научные программы / Проекты
СОЗДАНИЕ и РАЗВИТИЕ БАЗЫ ДАННЫХ "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РЕГИОНАХ РОССИИ"
Руководитель: д.э.н. С.В.Шишкин
Сроки реализации: октябрь 2004 года – март 2005 года.
Финансирование: Всемирная организация здравоохранения
Участники: А.С.Заборовская, В.А.Чернец, В.И.Шевский
Координатор: Н.Б. Канатова
Постановка проблемы
Организация управления и государственного финансирования здравоохранения в России характеризуется ярко выраженной региональной дифференциацией. Без преувеличения можно утверждать, что в каждом субъекте Федерации (регионе) существует своя, особенная модель сочетания элементов бюджетного и страхового финансирования здравоохранения. Однако информация об этих региональных различиях носит чрезвычайно ограниченный, эпизодический и несистематизированный характер. Ведомственная статистика собирает лишь данные о размерах финансирования здравоохранения из бюджетов и средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в регионах и о структуре страховщиков (количестве страховых медицинских организаций и филиалов территориальных фондов ОМС). Не собираются и не анализируются данные об особенностях организации финансирования здравоохранения из средств региональных и местных бюджетов и средств ОМС, о видах используемых медико-экономических стандартов и финансовых нормативов, об особенностях регулирования предоставления платных медицинских услуг и лекарственного обеспечения и т.д. Ограничена информация о применяемых в регионах механизмах горизонтальной и вертикальной координации действий субъектов управления и финансирования здравоохранения.
Принятие нового закона об общих принципах организации местного самоуправления, разработка правительством проектов законов об обязательном медицинском страховании и о государственных гарантиях в здравоохранении, которые предполагается принять в ближайшем будущем, придают чрезвычайную значимость сбору и систематизации информации о различиях существующих региональных моделей управления и финансирования здравоохранения и о характере их трансформации. Такие данные будут содействовать повышению обоснованности государственной политики в сфере здравоохранения на федеральном и региональном уровнях.
Цель и задачи проекта
Основной целью проекта является инициация мониторинга нововведений в организации управления и финансирования здравоохранением в регионах Российской Федерации.
Достижения этой цели обеспечивается решением следующих задач:
- создание базы данных об особенностях организации бюджетного и страхового финансирования здравоохранения и отраслевого управления в каждом субъекте Российской Федерации;
- сбор и систематизация данных о:
- разделении полномочий в сфере здравоохранения между региональным и муниципальном уровнями;
- применяемых формах координации их политики;
- предметах бюджетного и страхового финансирования здравоохранения;
- используемых медико-экономических стандартов и финансовых нормативов;
- методах оплаты медицинской помощи;
- методах регулирования цен на лекарственные средства;
- и др.
• типологизация регионов по особенностям систем управления и финансирования здравоохранения.
Методы реализации проекта
Проект осуществлялся в сотрудничестве с Программой ВОЗ/CIDA «Политика и управление в области здравоохранения в Российской Федерации», Министерством здравоохранения и социального развития России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения.
Для создания базы данных была разработана система верифицируемых характеристик территориальных систем финансирования и управления здравоохранением. На ее основе подготовлены две информационные справки, предназначенные для заполнения соответственно руководителями региональных органов управления здравоохранением и руководителями территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Формы справок были апробированы в двух субъектах РФ и доработаны. Запросы с соответствующей формой информационной справки были разосланы в регионы Минздравсоцразвития России и Федеральным фондом ОМС.
Для сопоставления регионов разработана система характеристик уровня развитости механизмов государственного финансирования здравоохранения и уровня развитости механизмов управления здравоохранением.
Результаты проекта
Собрана информация об организации финансирования здравоохранения в 2004 году по 88 субъектам РФ (за исключением Чеченской Республики), а также по городу Байконур; информация о размерах и структуре государственного финансирования здравоохранения в 2004 году и об организации отраслевого управления – по 65 субъектам РФ. Она включает следующие виды данных:
- Организация государственного финансирования здравоохранения:
- размеры государственного финансирования здравоохранения;
- уровень обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению;
- доля средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в государственном финансировании здравоохранения;
- состав страховщиков, участвующих в системе ОМС и механизмах их финансирования;
- виды медицинских учреждений, финансируемых из системы ОМС;
- методы оплаты медицинской помощи, применяемые в системе ОМС;
- виды расходов медицинских учреждений, возмещаемые за счет средств ОМС;
- количество используемых медико-экономических стандартов.
- Организация управления здравоохранением:
- механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС;
- механизмов согласования региональной и муниципальной политики;
- формы применения информационных технологий в управлении здравоохранением;
- механизмы регулирования лекарственного обеспечения;
- методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
Построены типологии регионов по уровню развитости отдельных характеристик систем финансирования и управления, а также интегральные типологии по совокупности этих критериев.
Подготовлен обобщающий аналитический доклад об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах России.
Распространение результатов
Все указанные материалы, а также типологии регионов в виде карт размещены на сайте НИСП.
Созданная база данных включена также в состав Федеральной базы данных о реализации реформы здравоохранения в субъектах Российской Федерации ( http://www.healthreform.ru).
Результаты исследования направлены в Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральный фонд ОМС, а также в Администрацию Президента РФ и Государственную думу для использования при принятии решений о способах реформирования системы здравоохранения.
Изучение собранных данных продолжено в рамках проекта НИСП «Анализ различий региональных систем финансирования и управления здравоохранением в России».
|