База данных об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах России / Типологии регионов
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
2004 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,8 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 61%, что значительно ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 50,5%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, за отдельные услуги, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации, за согласованные объемы медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.
В регионе наблюдается средний уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в области развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Информационные технологии в управлении здравоохранением региона относятся к среднеразвитым.
Уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения в регионе сравнительно высокий, в то время как уровень развития механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги несколько ниже среднего по стране.
В 2002 – 2004 годах были внедрены новые механизмы осуществления ОМС.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,6 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации - 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 79%, что соответствует среднероссийскому показателю - 80%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 47%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется за отдельные услуги, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации, за согласованные объемы медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.
В регионе наблюдается средний уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в области развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.
Информационные технологии в управлении здравоохранением региона относятся к среднеразвитым.
Уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения и ценообразования на платные медицинские услуги в регионе несколько ниже среднего по стране.
2006 год
Размеры государственного финансирования в регионе составили 4,4 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по России (5,2 тыс. руб. на человека). Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 году соответствовал среднему показателю по всем субъектам - 82%.
В 2006 году на территории Томской области начата реализация пилотного проекта "Модернизация здравоохранения Томской области на 2006-2008 годы". Цель проекта - совершенствование качества оказания медицинской помощи путем повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения. Инструменты реализации - внедрение условно полного тарифа; введение подушевого норматива в условиях частичного фондодержания; создание сети общих врачебных практик.
В 2006 году при планировании объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи впервые был применен принцип подушевого планирования: не от ресурсных показателей учреждений здравоохранения (коечный фонд, штаты и пр.), а от потребности населения в том или ином виде медицинских услуг (стационарная и амбулаторная медицинская помощь по видам). Внедрение стандартов и системы направления пациентов от участкового врача (врача общей практики) привело к упорядочиванию понимания "платности/бесплатности" медицинских услуг: все, что регламентировано стандартом, а так же выполнено по направлению лечащего врача - бесплатно.
Томская область относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС выше среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 53,4%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 4 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям и по подушевому принципу на одного прикрепившегося. Для стационарной помощи применялись методы оплаты по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней и за законченный случай госпитализации в пределах стоимости согласованных объемов.
Практика использования медико-экономических стандартов или клинико-статистических групп в регионе отсутствует. Дифференциация тарифов производилась по каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы).
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики находятся на среднем для России уровне развития.
Уровень развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе выше среднего по стране. В 2006 году создан персонифицированный Регистр беременных женщин и детей в возрасте до 1 года на основе компьютерной программы "Талон амбулаторного пациента.
Уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения и методов ценообразования на платные медицинские услуги в регионе несколько ниже среднего по стране.
В 2006 году произошли изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением: создан медицинский информационно-аналитического отдел в централизованной бухгалтерии при Департаменте здравоохранения, отдел родовспоможения и детства.
Были внедрены новые формы взаимодействия между органами власти субъекта РФ и территориального фонда ОМС, в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий), создана рабочая группа по реализации пилотного проекта "Модернизация здравоохранения Томской области на 2006-2008 годы".