База данных об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах России / Типологии регионов
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
2004 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,7 тыс. руб. на человека, что несколько ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 98%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 55%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли филиалы ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации.
В Республике Татарстан создана развитая система клинико-статистических групп. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004 году использовалось 6374 клинико-статистические группы. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по клинико-статистическим группам.
Степень развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС в регионе несколько ниже, чем в среднем по стране. В то же время механизмы согласования региональной и муниципальной политики являются среднеразвитыми.
В республике очень хорошо развиты информационные технологии в управлении здравоохранением. Здесь ведутся персонифицированные базы данных о случаях амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, выписанных и отпущенных медикаментах льготным категориям граждан.
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения.
Вместе с тем механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуются сравнительно низким уровень развитости.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,9 тыс. руб. на человека, что существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации - 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 96%, что выше среднероссийского показателя - 79%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 48%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли филиалы ТФОМС и 1 страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
В Республике Татарстан создана развитая система клинико-статистических групп. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовалось 6228 клинико-статистических групп, однако дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась лишь по категориям ЛПУ и по профилям коек.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС находятся на среднем для страны уровне развития. В то же время механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.
В республике очень хорошо развиты информационные технологии в управлении здравоохранением. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .
Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения.
Вместе с тем механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуются сравнительно низким уровень развитости.
В 2005 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения оказались ниже среднего уровня по стране (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 3,7 тыс. руб. на одного жителя республики. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 111% при 82% в среднем по РФ.
С 2006 г. планирование муниципальных заказов-заданий на оказание амбулаторно-поликлинической помощи в республике стали проводить с детализацией по видам посещений: лечебно-диагностические первичные и повторные, профилактические, диспансерные, посещения на дому, посещения врачей общей практики, посещения к стоматологам, посещения в консультативных поликлиниках республиканских учреждений. Осуществлен переход к планированию заданий на оказание круглосуточной стационарной помощи для жителей всех муниципальных образований с учетом единого норматива количества койко-дней и объемов медицинской помощи жителям конкретных территорий, оказанной в республиканских клиниках и на других территориях республики. Данный подход применен ко всем территориям республики без исключения.
Уровень развития системы ОМС Республики Татарстан является в целом высоким, хотя доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 39%. 3 страховые медицинские организации выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, а также за отдельные услуги. Оплата стационарной помощи - за законченный случай госпитализации.
В регионе имеется развитая система клинико-статистических групп. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 9186 КСГ. Дифференциация тарифов производилась по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара и по клинико-статистическим группам. Планируется ввести разграничение клинико-статистических групп, применяемых при определении плановой стоимости оказания медицинской помощи, по уровням оказания медицинской помощи.
В 2006 г. откорректированы и введены индивидуальные нормативы длительности нахождения по клинико-статистическим группам для некоторых республиканских учреждений: "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" ГМУ "детская республиканская клиническая больница", ГМУЗ "Республиканская клиническая больница восстановительного лечения".
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики находятся на среднем для России уровне развития.
Уровень развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в республике выше среднего по стране.
Сравнительно высоким уровнем развития отличаются и механизмы регулирования лекарственного обеспечения.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуются как среднеразвитые.
В 2006 году в республике активно работало несколько межведомственных координационных советов.