База данных об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах России / Типологии регионов
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
2004 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,0 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 73%, что ниже среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 51%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 6 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней и за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.
Развитость в регионе механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС несколько ниже среднего по стране уровня. В то же время регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением также отличаются сравнительно высоким уровнем развития. В регионе успешно функционирует система телемедицинских консультаций для районных и городских ЛПУ, проводимых четырьмя консультативными центрами. Организована видеоконференцсвязь с несколькими ЦРБ.
Механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги и механизмы регулирования лекарственного обеспечения находятся на среднем для страны уровне.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,2 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации - 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 96%, что выше среднероссийского показателя - 80%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 53%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 6 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и за отдельные услуги, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по каждому ЛПУ.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС в регионе достаточно высоко развиты.
На среднем для России уровне развития находятся механизмы согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением отличаются сравнительно высоким уровнем развития.
В то же время степень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в регионе в 2005 году была невысокой.
Однако регион характеризуется сравнительно высоким уровнем развития механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения оказались ниже среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 2,5 тыс. руб. на одного жителя Пензенской области. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 соответствовал среднему показателю по всем субъектам - 82%.
В рамках Программы реформирования региональных финансов подготовлены проекты нормативно-правовой базы о переводе со сметного финансирования на финансирование, ориентированное на результат (перечень и стандарты предоставления бюджетных услуг, их качества и т.д.). с 01.01.2007, внедрен механизм среднесрочного финансового планирования на 3 года, формируются реестры расходных обязательств. Отрабатывалась методика проведения пилотного проекта "Одноканальное финансирование" с апреля 2007 года.
Пензенская область относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 29%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 3 страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям. Для стационарной помощи применялись методы оплаты по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении.
Информация о наличии в регионе медико-экономических стандартов или клинико-статистических групп отсутствует. Дифференциация тарифов производилась по категориям ЛПУ, по врачебным специальностям и категориям населения (взрослые и дети), по профилям отделений стационара.
В Пензенской области осуществляются ежеквартальные выплаты медицинским работникам за квалификационные категории (врачам от 2 до 6 тыс. рублей, средним медицинским работникам от 1 до 3 тыс. рублей), единовременные выплаты молодым специалистам, ежемесячные выплаты фельдшерам ФАП.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.
Информационные технологии в управлении здравоохранением отличаются сравнительно высоким уровнем развития. В 2006 году внедрены новые автоматизированные информационные системы.
Механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги и механизмы регулирования лекарственного обеспечения находятся на среднем для страны уровне. В 2006 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ. Цены на платные медицинские услуги утверждаются руководителем ЛПУ по согласованию с РОУЗ.
В 2006 году произошли существенные преобразования организационной структуры регионального органа управления здравоохранением: проведена реорганизация отдела организации и развития медицинской помощи в управление по организации медицинской помощи с выделением двух отделов: отдел организации первичной медико-санитарной помощи и отдел организации специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. Создано новое управление информационных технологий.