База данных об организации финансирования и управления здравоохранением в регионах России / Типологии регионов
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
2004 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 3,3 тыс. руб. на человека, что выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 92%, что выше среднероссийского показателя – 82%.
Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 43%. Функции страховщиков в 2004 году выполняли 10 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной - по количеству фактических койко-дней, с учетом нормированной средней длительности лечения. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне. Информационные технологии в управлении здравоохранением также являются среднеразвитыми.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году был в регионе несколько ниже среднего по стране.
В то же время методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе лучше, чем в среднем по России.
В 2002 – 2004 годах была внедрена новая форма координационного управления здравоохранением на муниципальном уровне.
2005 год
Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,85 тыс. руб. на человека, что соответствует показателю в среднем по Российской Федерации - 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 94%, что выше среднероссийского показателя - 79%.
Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2004 году составила 46%. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, по балльной системе и по подушевому принципу, а стационарной - за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по профилям отделений стационаров и по заболеваниям.
В 2005 г. введена новая отраслевая система оплаты труда медицинских работников.
Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Однако информационные технологии в управлении здравоохранением развиты в меньшей степени. В то же время в области в 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005году был в регионе выше среднего по стране.
В то же время методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе меньше, чем в среднем по России.
В 2005 году создана рабочая группа по созданию государственной аптечной сети Московской области.
Произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ, а также изменения в порядке установления цен на эти услуги.
2006 год
В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения практически соответствовали среднему уровню по стране (5,2 тыс. руб. на человека) - составили 5,7 тыс. руб. на одного жителя области. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 103% при 82% в среднем по РФ.
Расчет нормативов, планирование и согласование объемов медицинской помощи велось по окружному принципу (в округ входят несколько муниципальных образований и городских округов).
Система ОМС Московской области характеризуется уровнем развития ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 33%. 10 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.
В регионе не разработаны медико-экономические стандарты, нет клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС производилась по категориям ЛПУ, по заболеваниям, а также по профилям отделений стационара.
Постановлением Правительства Московской области установлены доплаты к заработной плате (от 31.10.2006 №1021/42): работникам учреждений станций (отделений) скорой медицинской помощи, включая водителей - 110 %; врачам поликлиник, амбулаторий, домов ребенка, детских санаториев - 155%, медицинским сестрам указанных учреждений - 120%; врачам и среднему медицинскому персоналу стационаров, в том числе врачам и медицинским сестрам участкового звена - 85%; младшему медицинскому персоналу - 120%; педагогическому персоналу домов ребенка, детских санаторием - 120%.
Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.
Однако информационные технологии в управлении здравоохранением развиты в меньшей степени.
Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения достаточно высокий.
Методы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги относятся к среднеразвитым. В 2006 году приказом Министерства здравоохранения Московской области от 22.06.2006 №261 утверждены Методические рекомендации по формированию цен на платные медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Московской области на платной основе.
В 2006 году в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий). Произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.